Пояснительная записка Издавна Дагестан славиться народными промыслами. Изумительные изделия по красоте, истинно бесценные изделия кубачинских и гоцатлинских злато кузнецов, лезгинских и табасаранских ковровщиц, унцукульских мастеров насечки по дереву, балхарских гончаров получили всемирное признание. Париж, Брюссель и другие города мира были покорены красотой уникальных изделий. Но культура народа не только куется руками златокузнецов, рождается под пальцами искусных ковровщиц и волшебников- гончаров, она передается из поколения в поколение в стихах, песнях и ганцах. Национальным, народным можно назвать танец горцев «Лезгинку» - ни один праздник не проходит без этого задорного, веселого танца. Дагестанцы с колыбели приобщаются к танцам, вслед за первыми шагами ребенок уже проделывает танцевальные «па». И именно танцоры-дети вызывают наибольший восторг и зрителей - и на международных выступлениях, и дома, и в родном городе или селе. Стремительный, огневой, крылатый танец дагестанцев не может оставить равнодушным ни одного человека - так много в нем изящества, грациозности, так он своеобразен. Элементы классического танца являются фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исследовательскому культуру . Занятия танцем оказывают так же общевоспитательное воздействие; у учеников вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина. При работе над материалом педагог должен опираться на следующие основные принципы: целенаправленность учебного процесса, систематичность и регулярность занятий, постепенность в развитии природных данных учеников, трогая последовательность в овладении технических приемов танца. Нужно проявить определению гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, встающие в процессе образования. Направленность – художественная. Формы и режим занятий. Занятия с каждой группой проводится 2 раза в неделю. Количество часов в группах первого года обучения 4 часа в неделю. Количество занятий- I года обучения 72 занятия 144 часа в год. II года обучения 72 занятия 144 часов в год. Актуальность новизна программы. Программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и ожиданиях в отношении современного танца. Современный танец является одним из основных предметов, он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно - сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость. Педагогическая целесообразность программы. При внешнем сходстве кавказских танцев техника исполнения движений танцорами в грузинских и северокавказских танцах несколько разная. В хореографии народов Дагестана важное место занимают танцы на носках (на подвернутых пальцах ног), известных у всех горцев под общим названием «Лезгинка», в которых танцор должен уметь сохранить плавность хода и не допустить колебания тела. В сравнении с исполнением танца на пальцах в классическом направлении, исполнитель - пальцовщик в северокавказском традиционном танце держит равновесие благодаря сильной части ноги - щиколотке. Нога ставится на носок, и только потом на ногу падает нагрузка веса тела. Непозволительно танцевать с согнутыми коленями. Нaибoлее хaрaктерные движения тaнцевaльнoгo фoльклoрa, например, у oсетин – этo движения нoг, oтличaющиеся мелкoй и филигрaннoй техникoй испoлнения. В мужской роли наряду с плавными движениями широко используются разнообразные резкие повороты, проходы, прыжки. При этом положение рук подчинено движениям ног, выполняющих роль основного средства выразительности в мужских танцах, а женщина двигается плавно, подражая лебединой стати и грации. Различия в движениях северокавказских и грузинских танцев обусловили целесообразность разработки данной программы для обучения детей базовой технике исполнения северокавказских танцев. Возраст учащихся. Возраст 10 - 16 лет является сенситивным периодом развития у детей мышечной мускулатуры. Поэтому педагогическая целесообразность обучения детей северокавказским танцам состоит еще и в том, что данный возрастной период является наиболее благоприятным для формирования у детей основных хореографических навыков, правильно развитого костно-мышечного аппарата будущего танцора. Овладев умениями и навыками исполнения северокавказских танцев в рамках данной программы, обучающиеся могут в дальнейшем продолжить обучение по программе углубленного уровня Формы и методы аттестации Индивидуальная форма занятий предоставляет возможность учитывать возрастные и индивидуальные способности обучающихся. Индивидуальная форма занятий используется при работе с обучающимися категории «одарённый». Коллективная форма работы – основополагающая, представляет собой творческий процесс, в котором избираются разнообразные варианты решения исполнительских задач, связанных с выявлением идейно-художественного содержания изучаемого хореографического произведения, его творческим воплощением, а также способствует достижению исполнительского мастерства ансамбля в целом. Цель и задачи программы. Цель: Развитие творческих способностей детей и подростков средствами искусства хореографии. Формулирование задач: Личностные: Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества. Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту. Формирования потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья. Метапредметные: Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно. Образовательные: Формирование предметной компетентности в области хореографии: знание о многообразии видов и жанров искусства хореографии, истории танцевального искусства, танцевальных жанрах (классический, народный, современный танцы). Формирование базовых хореографических навыков для творческого выражения заданного образа. Программа студии адаптированная, в основе лежит программа детской студии при театре танца «Фрески Дагестана» и студии школы искусств с Н-Дженгутай, учебные материалы: «Хочу танцевать» и музыкальные двигательные упражнения в детском саду. Организация учебно-воспитательного процесса - обязательное участие в массовых мероприятиях детского учреждения села, района, республики. - воспитание навыков общественного поведения на занятиях танцами и вне занятий. - посещение репетиций других танцевальных коллективов. - повышение профессионального мастерства педагога а) посещение открытых занятий, мастер-классов и творческих семинаров. б) обучения на курсах повышения квалификации. Отличительные особенности Особенности программы заключаются в самой структуре программы, в её содержательной части, в организационно- педагогической основе обучения: групповая форма работы в сочетании с индивидуальным подходом; обучение, развитие и воспитание на основе современных педагогических технологий личностно-ориентированной направленности, методов, форм, приёмов, способствующих наибольшей заинтересованности детей в этом виде деятельности, а так же более полному раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию. Дополнительная образовательная программа отнесена к программам художественной направленности. Ее цель и задачи направлены на свободное развитие личности ребёнка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование его учебно-предметной, социальной, информационнокоммуникативной, креативной компетентностей, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению. Срок реализации программы – 2 года Прогнозируемый результаты 1 год обучения Учащиеся должны знать: танцевальный материал, состоящий из элементов классического, сценического и эстрадного танца. характер музыки правила поведения на уроке. научиться привычке держаться прямо, красиво ходить. развить индивидуальные способности, пластичность, грацию. выносливость. Прогнозируемый результат 2 года обучения Учащиеся должны знать: понятия о танце основы танцевальной грамоты и ритмики правила поведения во время занятий Учащиеся должны уметь: показать позиции ног, позиции рук элементы классики, ритмики элементы танцев импровизировать № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Учебно-тематический план 1 год обучения Количество часов Наименование темы всего теория Вводное занятие 2 2 Азбука музыкального движения 24 2 Основы дыхания в хореографии 10 2 Азбука классического танца 20 2 Ритмика 12 2 Проект: Танец « Снежинка» 12 2 Проект: Танец « Весна» 20 2 Проект: Танец «Мир детям» 20 2 Проект: Танцевальная импровизация 14 2 Итоговое занятие « Здравствуй лето» 4 Организационно- массовая работа 6 Итого 144 18 практика 22 8 18 10 10 18 18 12 4 6 126 Содержание изучаемого материала I год обучения Тема № 1 Вводное занятие (2ч) Знакомство детей с миром танца. Беседа о хореографическом искусстве. Тема №2 Азбука музыкального движения (24ч) Мелодия и движение. Теми (быстрый, медленный, умеренный). Прослушивание музыки. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие. Практическая работа: Маршировка в темпе и ритме музыки там на месте, продвижение по кругу боковой шаг, повороты в право и в лево, боковой шаг с поворотом, фигурная маршировка, построения в шеренгу и в крут. Тема № 3 Основы дыхания в хореографии (10ч) Правила дыхания во время исполнения медленных и быстрых движений, по кругу и на месте. Практическая работа: Вдох и выдох. Напряжение и расслабление во время исполнения движений. Тема № 4 Азбука классического танца (20ч) Беседа о классическом танце. Изучение элементов классики. Практическая работа: Позиции ног, 1-6 Позиции рук подготов,, 1 -3 Упражнения; Плие, батман и тл. Упражнения для пластики и гибкости: полушттагат, коробочка. Тема № 5. Ритмика (12ч) Ряд упражнений с хлопками и притопом, развивающих чувство ритма, синхронность группового исполнения. Практическая работа: Шаг с хлопком, поворот с хлопком, соединение элементов в композицию. Отработка изученных движений, постепенно усложняя их. Тема № 6 Танец «Снежинка» (12ч) Ознакомление детей с темой танца, музыкальной композицией танца. Практическая работа. Соединение простых элементов, в узор снежинки, имитируя их порхание. Повороты, одинарный шаг. Построения: шеренги, круги с поворотами. Тема № 7 Танец «Весна» (20ч) Ознакомление детей с темой танца, музыкальной композицией, работа с атрибутами танца. Практическая работа: Изучение элементов к танцу соединение элементов в композицию, соединение элементов и мелодии, отработка сценического мастерства. Тема № 8 Танец «Мир детям» (20ч) Ознакомление детей с музыкальной композицией, темой танца, атрибутами танца. Практическая работа: Изучение элементов к танцу. Соединение элементов в композицию. Соединение элементов и мелодии. Отработка синхронности и техники исполнения. Тема № 9 Танцевальная импровизация ( 1 4 ч ) Ознакомление детей импровизацией в -танце, Практическая. работа: Свободная импровизация, различные поклоны, шаги, положения корпуса и головы. Притопы и хлопки. Массовая импровизация. Тема № 10 Итоговое занятие «Здравствуй лето» (4ч) Отработка танца для итогового занятия. Тема № 11 Организационно массовая работа (6ч) Подготовка и участие в концертных мероприятиях, посещение занятий студии «Современного танца» школы искусств. № 1. 2. 3. Годовой тематический план 2 года обучения Наименование Количество часов всего теория практика Вводное - занятие 2 2 Комплекс упражнений для 24 2 22 восстановления формы Азбука музыкального движения 10 2 8 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Элементы классического танца Элементы народно - сценического танца Танцевальная импровизация Танец «Гномики» Танец «Пингвины» Танец «Восточный» Итоговое занятие 20 12 2 2 18 10 12 20 20 14 4 2 2 2 2 - 10 18 18 12 4 Организационно-массовая работа Итого 6 144 18 6 126 Содержание изучаемого материала 2 года обучения Тема №1 Вводное занятие (2 ч) Знакомство с танцевальной культурой . Тема № 2 Комплекс упражнений для восстановления формы (22ч) Восстановление дыхания, гибкости. Практическая работа: "Элементы классики, ритмики» пластики, упражнения для восстановления дыхания и физической формы. Тема №3 Азбука музыкального движения (18ч) Особенности музыки. Прослушивание музыки» выразительные средства. Практическая работа: Музыкальные размеры, динамически оттенки в музыке (усиление, ослабление) соотношения пространственных построений с музыкой. Такт и затакт. Ритмические рисунки в движении. Тема № 4 Элементы классического танца (15ч) Изучение элементов классики, культура движения рук ИЗ одного положения в другое, Практическая работа: Координация рук, ног и головы в движениях. Разные этапы прыжка: подготовка к взлету, толчок, положение ног. Закономерности правильной и быстрой смены повороте корпуса в различные ракурсы. Тема №5 элементы народно-сценического танца (18ч) Изучение элементов народных танцев. Культура исполнения разных народов. Практическая, работа: Разучивание шагов (одинарный, двойной, тройной» с поворотом, боковой и т.д.) позиции рук в народных танцах. Основные элементы народного танца. Тема № 6 Танцевальная импровизация (15ч) Импровизация на темы современных ритмов. Практическая работа: Самое оригинальное движение, мое любимое движение. Свободная импровизация: поклоны, шаги, положение корпуса. «Ритм-загадка»: переступания, притопы, шах и, прихлопы. Тема № 7 Танец «Гномики» (20ч) Ознакомление детей с темой танца, музыкальной композицией. Практическая работа: Изучение элементов к танцу соединение элементов в композицию. Работа с солистами. Отработка синхронности, техники и артистичности, Тема №8 Танец «Пингвины» (20ч) Ознакомление детей с темой ганца, музыкальной композицией. Практическая работа: Изучение элементов к танцу. Соединение элементов в композицию . Работа с солистами. Отработка синхронности, теххники. Тема № 9 Танец «Восточный» (20ч) Ознакомление детей с темой танца, музыкальной композицией, атрибутами танца. Практическая работа: Изучение элементов к танцу, соединение элементов и мелодии. Соединение в композицию, соединение элементов и мелодии. Работа над пластикой, синхронностью и артистичностью. Тема № 10 Итоговое занятие (2ч) Повторение и отработка пройденных ганцев. Тема № 11 Организационно массовая работа (2ч) Участие в мероприятиях детскою учреждения, села и района. Посещение школы искусств. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Основным инструментом в моей работе служат учебный материал «Хочу танцевать» - увлекательное и полезное практическое пособие для тех, ко интересуется классическим и народным танцем. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду предлагает упражнения и гшоды способствуют воспитанию музыкального восприятия у детей, совершенствованию их движений, развивают способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ. Чтобы совершенствовать свои педагогические навыки я посещаю концерты детских коллективов, -занимаюсь с DVD приложением Школа танцев для детей, а так же специальные ТВ программы и мастер- классы одаренных детей на тему хореография. Основные темы учебной программы: музыкальное движение классика импровизация народно-сценический танец. В репертуар берутся танцы различного направления: зажигательные, лирические, шуточные, имеющие драматургию, танцы классические, эстрадные, народов Дагестана, России, Мира. При выборе репертуара учитываются способности участников, наличие костюмов. Каждый урок сопровождается музыкальным оформлением движений, этюдов, композиций и танцев. Музыкальное сопровождение я выбираю сама с помощью дисков и муз. центра. № 1. 2. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения Наименование темы Кол-во В том числе часов Теория Практика Вводное занятие. Знакомство детей с миром танца. Беседа о хореографическом искусстве. Азбука музыкального движения. 2 2 24 2 22 Дата занятий 3. 4. 5. 1. ПОКЛОН. МЕЛОДИЯ И ДВИЖЕНИЕ. Темп (быстрый, медленный, умеренный). 2. Прослушивание музыки. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие. 3. Маршировка. Шаг на месте под музыку. 4. Маршировка по кругу , вытягивая носок. 5. Пробежка с вытянутым носком. 6. Прыжки на месте. 7. Прыжки по кругу. 8. Боковой шаг. 9. Повороты (в лево, в право) 10. Боковой шаг с поворотами. 11. Построение и перестроение. 12. Подпрыжка легкая. 13. Поскоки с ноги на ногу. Основы дыхания в хореографии. 1. Правила дыхания во время исполнения движений. 2. Дыхание во время быстрых и медленных движений. 3. Вдох и выдох, упражнение руками. 4. Напряжение и расслабление. 5. Упражнение « насос». Азбука классического танца. 1. Беседа о классическом танце. 2. Позиции ног (1.2.3.4.5.6.) 3. Позиции рук ( подготовительная, 1,2,3) 4. Выворотность. 5. Деми-плие. 6. Наклоны. 7. Гибкость рук. 8. Полу пальцы. 9. Растяжка ног. 10. Коробочка. Ритмика. 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 1 2 1 1 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 6. 7. 8. 9. 1. Прослушивание музыки, Хлопки руками в такт. Ритмы музыки. 2. Прихлопы и притопы под музыку. 3. Притопы одной ногой. 4. Притопы двумя ногами. 5. Переменные притопы. 6. Боковой шаг с прихлопами. Проект: Танец « Снежинка» 1. Ознакомление детей с темой танца. 2. Легкие поскоки. Бег. 3. Приседания, повороты. 4. Начало танца. 5. Соединение элементов. 6. Защита проекта. Проект: Танец « Весна» 1. Ознакомление детей с темой танца. 2. Растяжка, подготовка к танцу. 3. Начало танца. 4. Соединение элементов, постановка танца. 5. Защита проекта. Проект: Танец « Мир детям» 1. Ознакомление детей с темой танца, музыкальной композицией. 2. Простой хоровой шаг. 3. Начало танца. 4. Соединение элементов. 5. Защита проекта Проект: Танцевальная импровизация. 1. ознакомление детей с импровизацией. 2. Шаги. 3. Положение рук. 4. Поклоны 5. Положение корпуса. 6. Плясовые движения. 7. Защита проекта. 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 2 4 6 6 2 2 18 2 2 2 6 6 20 2 2 4 6 6 14 2 2 2 2 18 2 2 .2 6 6 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10. Итоговое занятие « Здравствуй лето» 4 4 Календарно тематический план 2 года обучения № Наименование Кол-во часов Дата занятий Теория Практика 1. 2. 3. Вводное -занятие Знакомство с танцевальной культурой Комплекс упражнений для восстановления формы 1. Дыхание во время быстрых и медленных упражнений. 2. Напряжение и расслабление. 3. Пластика рук. 4. Работа кистями, локтями, плечами. 5. Наклоны вперед, назад, 6. Упражнения на полу. Растяжка. 7. Работа над мышцами ног: стопы. икры ног. 8. Растяжка мышц живот: коробочка. 9. Растяжка мышц спины. 10. Выворотность. 11. Шаг по кругу 12. Легкий бег, поскоки. 13. Боковой галоп. 14. Деми-плие, гранд-плие. 15. Батман 45°; 90° 16. Прыжки: прямые, волнообразные. Азбука, музыкального движения Прослушивание музыки Такт, затакт. Музыкальные размеры. Пространственные построения под музыку. 5. Ритмические рисунки в движении. 1. 2. 3. 4. Всего 2 2 24 2 22 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 10 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 8 2 2 2 2 4. 6. Особенности музыки средства выражения. 7. Круг (концентрические круги) 8. Колонна, колонна парами. 9. Цепочка. 10. Змейки. Элементы классического танца 1. Культура движения рук из одного положения в другое. 2. Координация рук, ног и головы в движениях. 3. Закономерности правильной и быстрой смены поворотов корпуса в различные ракурсы. 4. Этапы прыжка, подготовка к взлету; толчок, взлет положение ног. 5. Тяни носок (батман тандю) 6. Тянись вверх (равновесие) 7.Балансируем на одной ноге, устойчивость (петирэ) 8 Растяжка ног (батман глисеес) 9.Арабеск 10. Плие перед прыжком Элементы народно-сценического танца 1. Культура исполнения разных 7. народов. 2. Элементы русской пляски. Простой хороводный шаг. 3. Народный элемент пятка, носок (ковырялка) 4. Прыжки, выбрасывая ноги вперед, одинарная, двойная ( дроби). 5. Движения кистей рук и передвижения ногами (восточная) 6. Гопак. 7. Тройной шаг (восточный) 8. Веревочка. 9. Присядка. 10. Растяж. Танцевальная импровизация 1 1 20 2 2 1 18 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 12 2 10 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 2 10 1. Импровизация на тему современных ритмов. 2. Самое оригинальное движение. 3. Свободная импровизация, поклоны, шаги, положения корпуса. 4. Ритм-загадка: переступания, притопы, шаги, прихлопы. 5. Изображения предметов. 6. Времена года. 7. Зеркало. 8. Веселые ладошки. 9. Воображаемые предметы. 10.Регулировщики. 11.Вертушки. 12. Бегать и кружиться. 8. Танец «Гномики» 1. Ознакомление детей с темой танца, музыкальной композицией. 2. Поскоки нош на ногу. 3. Наклоны при ходьбе. 4. Цепочка. 5. Прыжки выбрасывая ноги вперед. 6.Наклоны вперед. 7. Повороты. 8. Работа с атрибутами. 9. Хоровод. 10.Шаг с пригоном. 11 .Элементы сидя на полу. 12 Ладушки парами. 13.Приставной шаг. 14. Отработка техники движений. Танец «Пингвины» 1. Ознакомление детей с темой танца и музыкальной композицией. 2. Одинарный шаг с наклонами. 3.Кружение под руку (вертушки) 4. Выставление ноги на пятку. 5. Ходьба шеренгами. 6. Бег цепочкой. 7. Притопы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 2 18 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 2 1 18 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 9. 10. 11. 8. Ходьба с ускорением и замедлением. 9. Работа с солистами(отбор) 10. Разные движения руками 11. Работа с солистами. 12. Отработка техники. 13.Отработка синхронности 14. Отработка артистичности Танец «Восточный» 1.Ознакомление детей с темой и | 22 музыкальной композицией танца 2. Тройной шаг по кругу с позициями рук. 3. Элементы восточного ганца. 4. Элементы восточного танца. 5. Элемент «Фонтан». 6. Кружение. 7. Плавные движения рук. 8. Работа с солистами. 9.Работа с солистами. 10.Финал танца. 11 .Отработка техники. 12.Отработка пластики. 13. Отработка синхронности. 14.Огработка артистичности. Итоговое занятие 1. Подготовка детей к мероприятию «Прощай детский сад» 2. День прощания с детским садом Организационно-массовая работа 1. Родительское собрание. 2. Праздник урожая. 3. Новогодний утренник 4. Праздник «Мамин день» 5. Посещение открытого урока хореографического отделения 2 2 2 2 2 2 1 14 1 2 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 4 2 2 6 2 1 1 1 1 2 6 2 1 1 1 1 Список литературы: Х. Идом и Н. Кэтрэк «Хочу танцевать» Бонн 1992г. перевод на русский Москва 1998г. Издательство «Махаон» Е.П. Раевская, С .Д. Руднева, 1 '.Н.Соболева У .п музыкальнодвигательные упражнения в детском саду. ДВД видео приложение Люси Найт. Школа танцев для детей.