Пояснительная записка
Направленность. Программа «Волшебная кисть» художественной
направленности. Вид деятельности «Основы изобразительного искусства».
Данная программа направлена на формирование устойчивых знаний,
умений и навыков по выполнению живописных и графических работ, а также
предусматривает теоретическую часть знакомство с жанрами искусства,
историей живописи.
Для своей работы я взяла группу кружков. Курс каждого составляет
определенное количество часов, за время которых можно подробно узнать о
предложенном виде творчества освоить различные живописные и
графические техники. В процессе обучения каждый учащийся должен
овладеть навыками самостоятельного умения отображать жизненные
впечатления в композициях, этюдах и рисунках, выполнять объемные
композиции.
Каждый раздел программы включает в себя Основные теоретические
сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение
материала программы, связанного с практическими работами, должно
предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Учебный
материал ориентирован на выработку доступных для учащихся умений и
навыков.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к
занятиям изобразительного искусства, реализовать свои природные задатки.
Занятия будут способствовать осознанному выбору будущей профессии и
более успешной адаптации на рынке труда.
Программа направлена на активизацию и интеграцию познания, досуг и
творчество воспитанников в целях общего и профессионального развития
личности.
Новизна программы. Новизна программы состоит в том, что она
разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
отражаются в следующем:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
- формы и методы обучения (занятия, конкурсы, выставки, экскурсии,
походы и т.п.).
- методы контроля и управления образовательным процессом (анализ
результатов конкурсов, просмотр творческих работ и т. п.)
Цели.
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
детском возрасте.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры, как
неотъемлемой части культуры духовной.
4. Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования
первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного
вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
Актуальность программы.
Актуальность настоящей программы в том, что искусство и детская
художественная деятельность рассматриваются в ней не как самоцель, а как
мощное средство формирования отношения ребёнка к миру и к себе, как
средство духовного воспитания.
Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В
нее включены задания, которые выполняются в разных графических
техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и
зрительной памяти.
Учащиеся получают начальные сведения о размещении изображения в
заданном формате (1/4 листа рисовальной бумаги), вырабатывают навык
правильно держать карандаш, учатся сравнивать меньшую величину с
большей (способом визирования).
Даются начальные сведения по перспективе прямоугольных форм и
окружности. Большое внимание уделяется заданиям, направленным на
изучение цвета и формы. Рабочий формат — 1/4 листа.
Задания знакомят учащихся с различными материалов (акварель, гуашь,
пастель, и т.д.) и их техническими возможностями.с основами цветоведения,
и их применением в практической работе.
Педагогическая целесообразность.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на
основе умений и знаний, приобретенных в кружке «Объемная живопись»,
ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной
системе позитивных социальных ценностей.
Одна из интересных форм стимулирования детей к знаниям –
организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых
мероприятий, куда приглашаются как учащиеся, так и их родители.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и
для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов
дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается
благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию
творческого мышления, фантазии.
Творческий подход к работе,
воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды
общественно - полезной деятельности.
Цель и задачи программы
Общая цель программы – активное творческое развитие с учетом
индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной
деятельностью и формирование художественной культуры детей как
неотъемлемой части культуры духовной.
Цель программы 1 года обучения: создание условий для выявления и
развития творческих индивидуальных способностей детей и знакомство с
основами изобразительной грамоты. Знакомство с различными приемами
работы живописными материалами, способами изображения. Знакомятся с
различными фактурами предметов и их изображением.
Задачи программы 1 года обучения:
образовательные:
Приобретение знаний по техники безопасности при работе с
различными материалами, инструментами и приспособлениями;
Освоение техники рисования гуашевыми и акварельными красками
(умение смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки;
легко и уверенно пользоваться кистью, умело проводить линии в
разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы
узора всем ворсом кисти или ее концом);
Обучить использовать средства художественной выразительности
(цвет, линию, форму, объём, композицию и т.д.) для создания
посильного образа.
Иметь представление об основных выразительных средствах рисунка
(линия, штрих, пятно);
Развитие умения передавать различными типами линий характер,
фактуру растений и деревьев;
Обучить выполнять наброски на передачу общих пропорций животных
Обучить правилам декоративной живописи;
Научить создавать текстурную пасту;
Приобретение умения использовать в работе нетрадиционные техники
рисования (граттаж, кляксография);
Обучить вести работу с мастихином, создавая объемные работы.
Личностные:
Формирование
дружелюбия, коммуникабельности, интереса к
сотрудничеству, дисциплинированности;
Формирование умения доводить начатое дело до конца.
Метапредметные:
Создание творческой атмосферы на занятиях для выявления и
раскрытия творческих способностей каждого ребенка;
Формирование интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду
деятельности;
Создание условий для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
Цель программы 2 года обучения: освоение техники рисования
гуашевыми и акварельными красками, различными художественными
материалами и инструментами. Учащиеся получают новые знания о цвете,
влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи
пространства и объема посредством живописи — при помощи тона и цвета.
Задачи программы 2 года обучения:
Образовательные:
Закрепление знаний по техники безопасности при работе с различными
материалами, инструментами и приспособлениями;
Приобретение знаний о пропорциях фигуры человека;
Развитие умения передавать цветом и тоном воздушную перспективу;
Приобретение знания понимать и передавать закономерности линейной
перспективы в изображении фрагментов архитектурных деталей и
частей здания;
Развитие умения самостоятельно создать композицию на заданную
тему;
Развитие умения изображать растения, животных, людей, предметы,
архитектурные сооружения в соответствии с поставленными задачами,
используя разные графические материалы; передавать в рисунке
движение, соотношение величин, характеры, эмоциональные
состояния, взаимодействие между изображаемыми персонажами,
компоновать изображение в листе ;
Развитие умения создавать форму предмета на основе восприятия и
самостоятельного наблюдения.
Личностные:
Формирование умения планировать и выполнятьиндивидуальные и
коллективные творческие работы;
Развитие самостоятельности, любознательности, речи, внимания,
мышления, памяти, воображения, сенсорного восприятия.
Метапредметные:
Формирование умения определять уровень личной творческой работы:
достойна ли работа быть представленной на конкурсных мероприятиях
(адекватная самооценка);
Формирование умения определять действия, которые необходимо и
возможно сделать, что бы улучшить работу;
Определять наиболее эффективные способы достижения результата в
творческой деятельности.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам.
Год
Возраст Примерное Кол-во Продолжи
Кол-во часов
обучения детей
кол-во
занятий тельность
детей
в в
занятий ч. В
В год
группе
неделю
недел
ю
7 - 11
12 - 15 чел.
2
2
4
144
1
8 - 12
10 - 15 чел.
2
2
4
144
2
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – базовый
Объем программы, сроки реализации – Программа рассчитана на 2
года обучения. Полный курс обучения по программе - 288 часов.
Форма обучения – очная.
Работа с детьми проводится в коллективной форме, но и может быть
индивидуальной, в зависимости от сложности.
Режим занятий - Для обучения - 2 занятия в неделю, по 2
академических часа.
Продолжительность одного занятия 45 мин с 5 – минутным перерывом.
Ожидаемые результаты Требования к знаниям и умениям, которые
должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе.
По завершении изучения базовой программы учащиеся должны
знать:
Знать названия основных, составных цветов и их оттенков, теплые и
холодные цвета;
Знать особенности выполнения нетрадиционных техник рисования.
По завершении изучения базовой программы учащиеся должны
уметь:
Уметь верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую
форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
Уметь создавать несложные сюжетные композиции.
1 год обучения
Образовательные:
Знают технику безопасности при работе с различными материалами,
инструментами и приспособлениями;
Освоили технику рисования гуашевыми и акварельными красками
(умеют смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки;
легко и уверенно пользуются кистью, умело проводят линии в разных
направлениях, в декоративном рисовании создают элементы узора всем
ворсом кисти или ее концом);
Умеют использовать средства художественной выразительности (цвет,
линию, форму, объём, композицию и т.д.) для создания посильного
образа.
Имеют представление об основных выразительных средствах рисунка
(линия, штрих, пятно);
Умеют передавать различными типами линий характер, фактуру
растений и деревьев;
Выполняют наброски на передачу общих пропорций животных;
Знают правила декоративной живописи;
Умеют создавать текстурную пасту;
Приобрели умения использовать в работе нетрадиционные техники
рисования (граттаж, кляксография);
Умеют вести работу с мастихином, создавая объемные работы.
Личностные:
Умеют работать в паре и малых группах;
Знают
правила
техники
безопасности,
технологическую
последовательность выполняемой работы.
Метапредметные:
Умеют воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и
преподносить окружающим;
Умеют определять цель в творческой работе;
Умеют планировать действия по созданию работы, и действовать по
плану;
Умеют создавать условия для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
2 год обучения
Образовательные:
Закрепили свои знаний по техники безопасности при работе с
различными материалами, инструментами и приспособлениями;
Владеют знаниями о пропорциях фигуры человека;
Умеют передавать цветом и тоном воздушную перспективу;
Понимают и передают закономерности линейной перспективы в
изображении фрагментов архитектурных деталей и частей здания;
Умеют самостоятельно создать композицию на заданную тему;
Изображают растения, животных, людей, предметы, архитектурные
сооружения в соответствии с поставленными задачами, используя
разные графические материалы;передавать в рисунке движение,
соотношение величин, характеры, эмоциональные состояния,
взаимодействие между изображаемыми персонажами, компоновать
изображение в листе ;
Умеют создавать форму предмета на основе восприятия и
самостоятельного наблюдения;
Строят изображение цветом, работая от пятна, уметь использовать цвет
как средство передачи своего отношения к изображаемому, избегать
схематичной закраски.
Личностные:
Планируют выполнение индивидуальных и коллективных творческих
работ.
Развитие самостоятельности, любознательности, речи, внимания,
мышления, памяти, воображения, сенсорного восприятия.
Метапредметные:
Умеют определять уровень личной творческой работы: достойна ли
работа быть представленной на конкурсных мероприятиях (адекватная
самооценка);
Умеют определять действия, которые необходимо и возможно сделать,
что бы улучшить работу;
Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в
творческой деятельности.
Формы аттестации. Педагог на протяжении всего процесса обучения
контролирует выполнение учащимися практических заданий и усвоение
теоретического материала.
В процессе реализации программы осуществляются следующие виды
контроля:
- анкетирование;
- собеседование;
- выставка, показ работ;
- наблюдение.
На основе результатов текущего контроля проводиться вводная,
промежуточная диагностика и итоговая аттестация:
вводная (цель - диагностика уровня художественных способностей детей
на начало обучения) на этом этапе оценивается общий уровень
готовности учащегося к освоению дополнительной общеобразовательной
программы. Для педагога важно установить исходное соответствие
познавательных возможностей каждого учащегося, чтобы рационально
организовать процесс обучения.
промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие)
промежуточная
диагностика
основывается
на
систематическом наблюдении за учебной деятельностью учащихся,
усвоением ими учебного материала, формированием общих знаний,
умений
и навыков. Целью данной диагностики является оценка
успешности прохождения образовательного маршрута. И возможности
корректировки методов и средств обучения.
итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы по окончании всего курса обучения). Итоговый контроль
проводится с целью определения степени достижения результатов
обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее
самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования
педагогом образовательной программы и методики обучения.
Данный этап мониторинга предполагает анализ результатов обучения,
оценку эффективности усвоения общеобразовательной программы учащимися.
Формами оценки качества работы являются: творческая защита,
самооценка, коллективное обсуждение. Итоговая оценка осуществляется в
форме показа лучших работ на выставках.
Учебно – тематический план
1 год обучения
№п/п
1.
2.
3.
Наименование раздела,
темы
Раздел I «Беседа о
живописных материалах,
о живописи.
Организация
работы»Тестирование
Раздел II «Декоративная
рыба. Стилизация»
Раздел III «Голова
медведя. Силуэт»
Количество часов
Общее
кол-во
часов
2
Теория
Практика
1
1
2
1
1
2
1
1
Формы
аттестации/
контроля
Тестирование
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Раздел IV «Осенние
листочки. Симметрия»
Раздел V «Пейзаж. В
далеком космосе»
Раздел VI «Корабли на
море»
Раздел VII «День и ночь»
Раздел VIII «Полосатые
коврики»
Раздел IX «Зарисовка
головы человека»
Раздел
X«Цветные
апельсины. Фактура»
Раздел XI «Линейная
зарисовкакомнаты.
Наглядная перспектива»
Раздел XII «Открытка.
Котовасия»
Раздел XIII «Граттаж.
Промежуточная
аттестация»
Раздел XIV «Новогодний
камин»
Раздел XV «Этюды
животных Красной
книги»
Раздел XVI «Цветы,
фрукты. Текстурная
живопись»
Раздел XVII «Мое
счастье»
Раздел XVIII «Родные
просторы»
Раздел XIX«Фактурные
деревья» Промежуточная
аттестация
Итого:
6
3
3
4
2
2
6
3
3
4
4
2
2
2
2
4
2
2
2
1
1
8
4
4
12
6
6
10
5
5
4
2
2
10
5
5
12
6
6
12
6
6
20
10
10
20
10
10
144
72
72
Выполнение
композиции
Выполнение
композиции
Содержание учебного плана.
1 год обучения
Тема. № 1 Беседа о живописных материалах, о живописи. Тестирование
Теория: Вводный теоретический урок. Беседа о предмете живопись.
Организация рабочего места. Правильная посадка за столом.
Практика: Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами,
приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями
«линия», «штрих», «пятно».
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
Тема № 2 Декоративная рыба. Стилизация.
Теория: Знакомство с декоративной живописью, основными и составными
цветами.
Практика: Изображение декоративной рыбы.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
Тема № 3 Голова медведя. Силуэт.
Теория: Знакомство с графическими материалами (простые карандаши
разной мягкости).
Практика: Линейное построение головы медведя, штриховка.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
Тема № 4 Осенние листочки. Симметрия.
Теория: Понятие «симметрия» в учебном рисунке. Совершенствование
техники работы мастихином.
Практика: Рисунок листьев с натуры. Нанесение текстурной пасты на
изображение. Выполнение работы в цвете.
Материал: Карандаш, бумага формата А4, мастихин, текстурная паста,
гуашь.
Тема № 5 Пейзаж. В далеком космосе.
Теория: Передача тоновых и цветовых отношений. Этапы ведения работы
акварельными красками.
Практика: Составить эскиз сюжетной композиции на тему космос.
Выполнение работы в цвете.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
Тема № 6 Корабли на море.
Теория: Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования
карандашом. Правильная передача тональных отношений.
Практика: Изображение кораблей, парусников. Выполнение работы
большими мазками.
Материал: Карандаш, бумага формата А4, гуашь.
Тема № 7 День и ночь.
Теория: Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле.
Практика: Этюд пейзажа, днем используя теплые цвета. Этюд пейзажа,
ночью используя холодные цвета.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
Тема № 8 Полосатые коврики.
Теория: Знакомство с понятием «Узор».
Практика: Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном
прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или
разных линий).
Материал: Карандаш, мелки, бумага формата А4.
Тема № 9 Зарисовка головы человека.
Теория: Знакомство с основными пропорциями лица. Приобретение
навыков смешивания красок и получение нежных пастельных тонов.
Практика:Создание эскиза портрета, работа в цвете.
Материал: Карандаш, акварель, бумага формата А4.
Тема № 10 Цветные апельсины Фактура.
Теория: Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет.
Практика: Рисунок апельсинов круглой формы, в разрезе. Прорисовка долек
внутри и выполнение работы в цвете.
Материал: Карандаш, бумага формата А4, цветные карандаши.
Тема № 11 Линейная зарисовкакомнаты. Наглядная перспектива
Теория: Беседа о перспективе. Анализ перспективных сокращений в
зависимости от положения уровня глаз рисующего.
Практика: Рисунок комнаты. Прорисовка двери и окон.
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
Тема № 12 Открытка. Котовасия.
Теория: Беседа о фактуре. Особенности передачи объема.
Практика: Изображение котов. Выполнение работы в цвете.
Материал: Карандаш, бумага формата А4, гуашь.
Тема № 13 Граттаж. Промежуточная аттестация.
Теория: Знакомство с техникой работы восковыми мелками.
Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж
- процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью.
Практика: Грунтовка листа. Нанесение рисунка: крошка – осьминожка,
морской конек, дельфин, рак, кит.
Материал: тушь, восковые мелки, бумага формата А2.
Тема № 14 Новогодний камин.
Теория: Тональная растяжка (от красного до белого и от оранжевого до
белого).
Практика: Рисунок камина. Прорисовка кирпичей. Закраска кирпичей
разными тонами.
Материал: гуашь бумага формата А4.
Тема № 15 Этюды животных Красной книги.
Теория: Знакомство с основными пропорциями.
Практика: Зарисовка животного. Выразительность силуэта. Передача
материальности меха.
Материал: акварель бумага формата А4.
Тема № 16 Цветы, фрукты. Текстурная живопись.
Теория: Создание текстурной пасты. Изучение правил нанесения текстуры
на картон.
Практика: Рисунок цветов. Нанесение текстурной пасты на рисунок.
Закраска фона. Роспись цветов.
Материал:гуашь, текстурная паста. Формат А4, мастихин.
Тема № 17 Пасхальные мотивы. Текстурная живопись.
Теория:Закрепление знаний работы с текстурной пастой.
Практика: Пасхальные рисунки: корзинки с яйцами, кулич с яйцами,
пасхальный натюрморт. Нанесение текстурной пасты. Работа в цвете.
Материал:гуашь, текстурная паста. Формат А4, мастихин.
Тема № 18 Родные просторы.
Теория: Изучение быта кубанских казаков, строение их жилища, а также
особенностей красоты Краснодарского края.
Практика: Создание персонажей и фонов в строгом соответствии с
индивидуальной характеристикой образа и материальной культурой.
Выполнение предварительного эскиза. Композиционные зарисовки
пространства с фигурами людей и сельскохозяйственной техники.
Объединение элементов изображения в композицию, связывание их
содержательным смыслом.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А3.
Тема № 19 Фактурные деревья» Промежуточная аттестация.
Теория: Закрепление знаний о декоративной живописи. Изучение теплых и
холодных цветов.
Практика: Зарисовка группы деревьев. Стилизация неба. Стилизация
деревьев. Закраска неба холодными цветами. Закраска деревьев теплыми
цветами.
Материал: гуашь бумага формата А3.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№п/п Наименование
раздела, темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Раздел I
«Разноцветные
шарики» Тестирование
Раздел II «Посуда в
твоем доме»
Раздел III «Сказочные
домики»
Раздел IV «Графика»
Раздел V «Дремучий
лес. Штамповка».
Раздел VI «Портрет
сказочного героя»
Раздел VII «Веселый
клоун»
Раздел VIII
«Путешествие в
Африку»
Раздел IX
«Космический пейзаж»
Количество часов
Общее Теория Практика
кол-во
часов
2
1
1
2
1
1
4
2
2
2
2
1
1
1
1
12
6
6
8
4
4
8
4
4
8
4
4
Формы
аттестации/
контроля
Тестирование
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Раздел X «Подводный
мир»
Раздел XI «Новогодняя
открытка»
Промежуточная
аттестация»
Раздел XII «Вид из
окна»
Раздел XIII «Цветы и
травы»
Раздел XIV
«Композиция на тему:
«Сохраним планету»
Раздел XV «Линейноконструктивная
зарисовка угла
интерьера (комната,
класс, коридор)»
Раздел XVI
«Орнамент»
Раздел XVII
«Подсолнухи»
Раздел XVIII «Цветная
зебра»
Раздел XIX
«Акварельные эскизы
животных»
Раздел XX
«Акварельные этюды
зданий. Итоговая
аттестация»
Итого:
12
6
6
4
2
2
12
6
6
8
4
4
8
4
4
10
5
5
8
4
4
10
5
5
8
4
4
12
6
6
4
2
2
144
72
72
Выполнение
композиции
Выполнение
композиции
Содержание учебного плана.
2 год обучения
Тема № 1Разноцветные шарики. Тестирование
Теория: Знакомство с разновидностью оттенков.
Практика: Рисунок шариков, прорисовка веревочки. Выполнение работы в
цвете.
Материал: Гуашь, бумага А4.
Тема № 2 Посуда в твоем доме.
Теория: Изучение конструкции, формы и украшения посуды.
Практика: Выполнение предварительного эскиза. Линейное построение
чайника, кружки. Рисунок узора. Работа в цвете.
Материал: Карандаш, акварель, бумага А4.
Тема № 3 Сказочные домики.
Теория: Изучение законов перспективы.
Практика: Создание эскиза домика. Прорисовка двери и окон. Выполнение
работы в цвете.
Материал: карандаш, акварель, бумага А3.
Тема № 4 Графика.
Теория: Знакомство с понятием «Графика». Разновидностью, графических
материалов: (карандаши, тушь, уголь, сангина, и т.д). Этапы ведения
графических работ.
Практика: Графика малых форм. Разработка иллюстрации.
Материал: Карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, бумага А4.
Тема № 5 Дремучий лес. Штамповка.
Теория: Этапы и способы штамповки.
Практика: Забить фон губкой. Прорисовка деревьев кистью. На брызг.
Материал: Карандаш, гуашь, губка, бумага А4.
Тема № 6 Портрет сказочного героя.
Теория: Знакомство с понятием «Силуэт».
Изучение смешанной техники (акварель и гуашь), правила и
последовательность ведения работы.
Практика: Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений.
Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.
Материал: Гуашь, акварель, бумага А 4
Тема № 7 Веселый клоун.
Теория: Изучение истории костюма скомороха и современного клоуна.
Практика: Эскиз костюма.
Прорисовка головы, прически. Цветовое
решение. Прорисовка мимики лица. Прорисовка деталей.
Материал: карандаш, акварель, бумага А3
Тема № 8 Путешествие в Африку.
Теория: Упражнения по получению различных оттенков цвета.Композиция в
теплом колорите.
Практика: Эскиз животных. Прорисовка пейзажа. Выполнение работы в
цвете.
Материал: карандаш, акварель бумага А4
Тема № 9 Космический пейзаж.
Теория: Изучение цветовой палитры планет. Выполнение цветовой растяжки
(от синего до белого цвета).
Практика: Создание рельефной картины. Прорисовка космических объектов
(солнце, планеты, звезды, кометы). Закраска фона холодным цветом.
Материал: гуашь, черный маркер, бумага А3
Тема № 10 Подводный мир.
Теория: Изучение морской фауны.
Практика: Рисунок рыб и водорослей. Прорисовка морского дна. Закраска
фона. Прорисовка деталей.
Материал: карандаш, гуашь, бумага А3
Тема № 11 Новогодняя открытка. Промежуточная аттестация.
Теория: Изучение видов узоров.
Практика: Рисунок снеговика или елочки. Выполнение работы в цвете.
Украшение фона узором. Декорирование открытки.
Материал: гуашь, акварель, бумага А4,
Тема № 12Вид из окна.
Теория: Изучение видов и форм оконных рам.
Практика: Рисунок окна и прорисовка пейзажа за ним. Рисунок кувшина на
подоконнике. Рисунок штор. Выполнение работы в цвете.
Материал: карандаш, чёрная гелиевая ручка, бумага А4
Тема 13 Цветы и травы.
Теория: Три пары контрастных цветов: жёлтый - синий, красный - зелёный,
оранжевый - фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения
главного. Явление цветового контраста.
Практика: Нарисовать цветы и листья. Прорисовать прожилки. Передать
цветовое решение.
Материал: гуашь, акварель, бумага А4
Тема № 14 Композиция на тему: «Сохраним планету»
Теория: Беседа об экологии.
Практика: Выполнение зарисовок пространства с фигурами людей.
Компоновка работы на листе. Работа ведется в смешанной технике (акварель,
гуашь). Передавать в рисунке движение, соотношение величин.
Материал: гуашь, акварель, бумага А3
Тема № 15 Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера
(комната, класс, коридор).
Теория: Знакомство с понятием масштаба в отношении предмета к
интерьеру.
Практика: Закомпановать изображение в листе; построить фрагмент
интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы; разместить предмет
в интерьере предметы (стол, стул, и др.).
Материал: Гуашь, бумага А3
Тема № 16 Орнамент
Теория: Изучение стилизации. Беседа о видах орнамента, история
возникновения и использования в современном мире.
Практика: Стилизация растительных форм. Создание орнамента в круге,
полосе, квадрате.
Материал: Карандаш, чёрная гелиевая ручка, бумага А4
Тема № 17 Подсолнухи.
Теория: Пропорции - соотношение по величине частей одного объекта между
собой, а также соотношение по величине различных объектов. В основе
определения пропорций лежит метод сравнения.
Практика: Компоновка на листе. Прорисовка переднего плана. Выполнение
композиции в цвете.
Материал: гуашь, акварель, бумага А4
Тема № 18 Цветная зебра.
Теория: Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна.
Практика: Рисунок зебры. Прорисовка полос. Роспись полосок оттенками.
Закраска фона.
Материал: гуашь, акварель, бумага А3
Тема № 19Акварельные эскизы животных.
Теория: Знакомство с основными пропорциями.
Практика: Зарисовка животного. Выразительность силуэта. Передача
материальности меха.
Материал: Гуашь, бумага А4
Тема № 20Акварельные этюды зданий. Итоговая аттестация.
Теория: Изучение видов архитектурных сооружений их особенностей
(материал, форма, и т.д.). Беседа о графических и живописных материалах.
Практика: Этюд дома с частью забора. Этюд фрагмента скамейки с частью
сквера. Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом.
Работа тенями.
Материал: Карандаш, тушь, маркер, акварель.
Методическое обеспечение
Формы и методы обучения: Базовая программа предусматривает
вариативность как дидактических принципов, так и элементов
инновационных методов обучения, направленных на формирование
творческой личности, в зависимости от возраста обучающихся.
Методы обучения можно классифицировать:
а) способ подачи материала: словесный (рассказ, беседа, объяснение,
инструктаж);
б) характер деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, частично – поисковой;
В процессе творческо-познавательской деятельности учащиеся изучают,
систематизируют и самостоятельно используют полученные знания,
выполняют творческие задания, тематические композиции, готовые изделия.
Практические работы включают зарисовки, этюды, рисунки и т.п. Все
творческие работы максимально познавательские, имеют эстетическую
привлекательность и дают представление о живописи.
Методические материалы.
Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической
части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы. При проведении
занятий используются дидактические материалы, наглядные пособия,
презентации, учебные фильмы. Практическая часть занятий проводиться
либо в кабинете в форме круглых столов, либо на местности с выполнением
индивидуальных и групповых заданий.
Во время практических методов обучения применяются следующие
приемы: постановка задания, планирование его выполнения, анализ итогов
практической работы.
При
ведении
занятий
используются
информационно
–
коммуникативные технологии, технологии проблемного и диалогового
обучения, технологии личностно-ориентированного и игрового обучения,
используются интерактивны методики, проводиться рефлексия.
Список литературы
Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического
дизайна. Примерные программы для детских художественных школ и
изобразительных отделений детских школ искусств. Москва 2003
Кудрикова С.Ф. Художники
западной Европы. Биографический
словарь. –С-П.: «Азбука – классика», 2010
Баррингтон Барбер «Рисовать могут все!». Простые уроки для
начинающих. --М.: РИПОЛ классик,2014
БушковаЛ.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству
по программе Б.М. Неменского « Изобразительное искусство и
художественный труд» (М.: Просвещение) 2 класс.- М.: «ВАКО», 2014
Мосин
И.Г.
Большая
иллюстрированная
энциклопедия
«Импрессионизм».—С-П.: СЗКО, 2016
Сара Ходжетт и Эбигейл Эдгар «Вода и небо от эскиза до картины». –
М.: ЭКСМО, 2014 г.
«Мастер – класс рисуем человека шаг за шагом». – М.: АСТ Астрель
2005г.