Пояснительная записка
Направленность:
Амигуруми - японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких, мягких
зверушек и человекоподобных существ. По программе «Амигуруми» могут обучаться
школьники младшего и среднего возраста, которые в доступной форме познакомятся с
декоративно-прикладным искусством. Обучающиеся самостоятельно изготавливают
несложные объемные игрушки по собственным и готовым схемам. Обучение по данной
программе служит хорошей пропедевтикой для всех форм последующего обучения
школьников старшего и среднего возраста в объединениях художественной
направленности.
Актуальность: Программа «Амигуруми» являясь прикладной, носит практикоориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными
приемами и техникой вязания крючком.
Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к
каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, развивать художественно –
эстетический вкус.
Новизна данной программы заключается не только в том, что обучающиеся
приобретают углубленные знания по данному виду творчества, развивается способность к
труду, творческой деятельности, умение связать оригинальную вещь своими руками, но и
в том, что в процессе ее освоения четко прослеживаются межпредметные связи
(интеграция с другими областями знания), а также воспитание у обучающихся
оригинального творческого мышления
Необычность изделия пробуждает у обучающихся интерес к вязанию, в процессе работы
приобретаются навыки вязания, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость. В
процессе вязания расширяются также знания обучающихся и декоративно – прикладном
искусстве, развивается чувство ритма и умение создавать художественную композицию.
Педагогическая целесообразность программы Программа направлена на то, чтобы
через труд и искусство приобщить обучающихся к творчеству.
Цель программы – развитие личности ребёнка путём раскрытия у него способностей к
творческому самовыражению через овладение приёмами вязания крючком. Опыта
применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи программы:
ОБУЧАЮЩИЕ
• научить основным приемам вязания крючком;
• обучить правильному использованию инструментов и материалов;
• формировать основы самоконтроля и самооценки, навыки организации и планирования
работы;
• закрепить и расширить знания, полученные на уроках трудового обучения,
изобразительного искусства, математики, природоведения и способствовать их
систематизации.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• развивать самостоятельность, художественный вкус, творческий потенциал ребенка, его
познавательную активность, смекалку, изобретательность;
• развивать внимание, память, образное и пространственное мышление, мелкую моторику
рук.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
• воспитывать целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, усидчивость;
• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к
чужому мнению, умение работать в группе;
• воспитывать чувство личной ответственности за общее дело.
Отличительные особенности:
Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет учащимся в полной мере
освоить и изучить основы вязания крючком. Обучаясь по настоящей программе, дети
приобретают углублённые знания и умения по данному виду декоративно-прикладного
творчества. Программа способствует лучшему восприятию произведений, изделий
декоративно-прикладного искусства, повышению общего уровня нравственноэстетической культуры личности. Программа формирует навыки планирования своей
деятельности, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий,
способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления, а также
предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому
учащемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать, развивать художественноэстетический вкус.
Обучающиеся по программе:
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на полную реализацию в
течение двух лет.
Программа ориентирована на обучение детей 7-15 лет. Объём программы 1и 2 года
обучения по 144 часа;
Режим занятий при наполняемости - 15 обучающихся в группе: предусматривает 144 часа
на учебный год. (4 часа в неделю). Занятия проводятся два раза в неделю по два часа
Система обучения построена по принципу от простого к сложному, позволяет
дифференцировать обучение по степени сложности для учащихся разных возрастных
категорий.
Разновозрастной состав групп позволяет детям младшего возраста перенимать
определенные навыки у более старших учеников, старшим предоставляются
дополнительные возможности выступать в качестве консультанта. При этом совместная
работа учащихся организуется в микрогруппах, где в зависимости от ситуации каждый
член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом
учащийся не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует
имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой точки зрения. В
данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого
себя.
Методика проведения занятий
На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения –
словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные – это демонстрация, показ; практические – упражнения, выполнение
графических работ. Вводное занятие, каждая новая тема, как правило, начинаются с
рассказа, объяснения преподавателя. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией
изделий, образцов, таблиц со схемами узоров, выкроек изделий, рисунками на доске. А
так же каждую неделю необходимо уделить особое внимание общечеловеческим
ценностям, необходимо будет раскрыть одну общечеловеческую ценность и сделать
выводы на основе высказываний детей.
В беседе преподаватель даёт возможность учащимся высказать своё мнение, получает
представление о степени усвоения ими материала. Беседа оживляет занятия, служит
активизации мышления школьников.
Основное место на занятиях кружка отводится выполнению практических работ,
упражнениям. В процессе упражнений, например, отрабатываются навыки выполнения
технических приёмов, правильная постановка рук или навыки в зарисовке схем узоров.
В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж. Преподаватель
демонстрирует лучшие образцы выполнения узоров, отмечает типичные ошибки и т.д. В
процессе занятий учащиеся записывают в тетрадях объяснение построения узоров,
закрепляют каждый новый приём вязания несколькими упражнениями. Все записи
выполняются ручкой, а зарисовки схем – карандашом.
Познакомившись с условными обозначениями, учащиеся могут делать на доске под
диктовку преподавателя несложные зарисовки узоров, придумывать самостоятельно и
зарисовывать новые варианты схем для узоров.
Ожидаемые результаты и способы их проверки :
По окончанию освоения программы учащиеся будут знать:
• особенности расчета петель для вывязывания изделия;
• понятие пёстрое вязание, способы замены нитей;
• особенности вязания продольных и поперечных кружев;
• правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
будут уметь:
• пользоваться схемами вязания (условные обозначения);
• организовать и содержать в порядке свое рабочее место;
• выполнять поделки любой сложности и создавать свои, используя полученные знания;
• гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;
• оформить готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, кайма и пр.);
• свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их
самостоятельно.
Будут обладать следующими качествами:
• самостоятельность в решении творческих задач;
• владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
• ответственное отношение к обучению, самокритичность в оценке своих творческих
способностей;
• умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
Программа предполагает различные формы фиксирования результативности обучения,
отслеживание успешности овладения учащимися содержания программы. Основными
формами контроля и оценки результативности реализации программы являются: −
педагогическое наблюдение; − анализ продуктов деятельности; − устный опрос; − зачет; −
контрольное занятие. Определение уровня освоения программы учащимися проводится по
следующим критериям:
самостоятельность;
качество исполнения;
креативность
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
возможны следующие формы:
• составление альбома лучших работ;
• проведение коллективных и персональных выставок работ учащихся;
• участие во внутриучрежденческих выставках и конкурсах;
• участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях-
конкурсах и выставках. Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце первого года
обучения в форме контрольного занятия и выставки работ.
Учебный план .
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов по годам
1 год
теория
3
Введение в декоративно-прикладное
искусство
Основные приёмы вязания
1
2
Украшение вязаных изделий и
предметов интерьера
Основные приемы вязания крючком
игрушек
Итого
3
4
5
практика
-
2 год
теория
3
практика
5
3
9
-
-
3
8
1
8
20
98
24
103
29
115
28
116
144
144
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№
Тема занятий
Кол. ч.
Сроки
Тео
рия
практ
ика
всего
1 Вводная беседа. Знакомство с планом работы. Техника
безопасности. История вязания крючком
2
0
2
2 Основные приемы вязания крючком, условные
обозначения.
Ценность: правдивость
3 Упражнения из столбиков и воздушных петель
1
2
3
1
2
3
Полустолбик с накидом. Столбик с накидом.
1
1
Способы прибавления и убавления петель.
2
2
4 Вязание узорного полотна
Ценность: бесстрашие
1
2
3
5 Сумочка для хранения инструментов.
Подбор материалов, первичное изучение схемы.
Ценность: смирение
1
2
3
Сумочка для хранения инструментов.
Вязание основы
Сумочка для хранения инструментов.
Сборка деталей.
Ценность: любовь к учебе
6 Цветы вязаные
Ценность: откровенность
1
2
2
1
1
5
6
1
1
1
1
1
1
7 Закладка для книги в виде панды.
Вязание основы
Ценность: умение любить
Закладка для книги в виде панды.
Вязание головы , рук и ног
Закладка для книги в виде панды.
Сборка деталей.
8 Мышонок 2 штуки разных цветов
1
4
5
9 Медуза
1
4
5
1
1
2
1
1
Кот Шлепкин. Вязание тела.
2
2
Кот Шлепкин. Сборка деталей.
Ценность: умение дружить
1
1
Кот Шлепкин. Оформление
1
1
2
3
Малыш Лёва .Вязание деталей
2
2
Малыш Лёва .Сборка и декорирование
2
2
2
3
2
2
2
2
2
3
10 Кот Шлепкин. Подбор материалов, первичное изучение
схемы.
Ценность: сострадание
Кот Шлепкин. Вязание рук и ног.
11 Малыш Лёва. Подбор материалов, первичное изучение
схемы.
12 Серый волк.
Вязание головы и туловища
Серый волк. Вязание лап и хвоста
Серый волк. Вязание ушек и
Одежды
Серый волк. Сборка и декорирование
1
1
1
13 Конкурс и Выставка работ
2
14 Ободок. Подбор материалов, первичное изучение схемы.
Ценность: удовлетворенность
1
2
1
2
Ободок. Вязание основы
1
2
3
3
3
2
3
2
2
2
2
1
2
3
1
1
2
2
2
2
3
Зайка в шапочке. Вязание шапки и шарфа
2
2
Зайка в шапочке. Сборка деталей, оформление.
2
2
2
3
2
2
2
2
1
2
3
1
1
2
Девочки в костюмчиках. Вязание тела и головы.
3
3
Девочки в костюмчиках. Вязание рук и ног.
3
3
Ободок. Вязание цветов для оформления
15 Классические мишки. Подбор материалов, первичное
изучение схемы.
Классические мишки. Вязание головы, рук, ног.
1
Классические мишки. Вязание туловища.
Классические мишки. Сборка деталей, оформление.
16 Зайка в шапочке. Подбор материалов, первичное изучение
схемы.
Зайка в шапочке. Вязание туловища
Зайка в шапочке. Вязание головы, рук, ног.
17 Единорог.
Вязание головы и туловища
Единорог. Вязание лап, ушек и хвоста
1
1
Единорог. Вязание гривы и рога
Единорог. Сборка и декорирование
18 Девочки в костюмчиках. Лисичка, мишка, мышка или зая
Девочки в костюмчиках. Вязание костюма . Сборка
деталей, оформление
1
3
4
19 Куколка Лили. Подбор материалов, первичное изучение
схемы.
1
2
3
Куколка Лили. Вязание тела.
3
3
Куколка Лили. Вязание рук и ног.
2
2
Куколка Лили. Вязание платья
1
2
3
Куколка Лили. Сборка деталей, оформление.
1
2
3
1
2
3
Длинноногий заяц. Вязание рук и ног.
4
4
Длинноногий заяц. Вязание тела.
2
2
2
3
20 Длинноногий заяц. Подбор материалов, первичное
изучение схемы.
Длинноногий заяц. Сборка деталей, оформление.
21 Итоги работы за год
1
2
2
всего
144
Учебно-тематический план.
2 год обучения
№
Тема занятий
Кол. ч.
Сроки
Тео
рия
практ
ика
всего
1 Вводная беседа. Знакомство с планом работы. Техника
безопасности.
2
0
2
2 Ценность: правдивость
Декорирование невидимок
1
2
3
3 Совушка. Подбор материалов, первичное изучение схемы.
Ценность: бесстрашие
Совушка. Вязание головы, рук, ног.
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
2
3
Совушка. Сборка и декорирование
4 Фрутошарики . Подбор материалов, первичное изучение
схемы.
Ценность: бесстрашие
Фрутошарики .. Вязание головы, рук, ног.
Фрутошарики . Сборка и декорирование
5 Циплёнок в шапочке. Подбор материалов, первичное
изучение схемы.
Ценность: смирение
1
Циплёнок в шапочке. Вязание головы, рук, ног.
Циплёнок в шапочке.
Сборка и декорирование
Ценность: любовь к учебе
6 Конкурс и Выставка работ
Ценность: откровенность
7 Овечка балерина. Вязание основы
Ценность: умение любить
Овечка балерина. Вязание головы , рук и ног
1
2
2
1
1
5
6
1
1
1
1
1
1
1
4
5
1
4
5
1
1
2
1
1
Длинноногие зверушки. Вязание тела.
2
2
Длинноногие зверушки.
Сборка деталей.
Ценность: умение дружить
Длинноногий зайка. Оформление
1
1
1
1
2
3
Зайчик в штанишках.Вязание деталей
2
2
Зайчик в штанишках.Сборка и декорирование
2
2
2
3
Медвежонок. Вязание лап и хвоста
2
2
Медвежонок. Вязание ушек и
Одежды
Медвежонок. Сборка и декорирование
2
2
2
3
Овечка балерина.
Сборка деталей.
8 Шкатулка для мелочей. Подбор материалов, первичное
изучение схемы. Вязание основы
Шкатулка для мелочей.
оформление
9 Длинноногий зайка.
Подбор материалов, первичное изучение схемы.
Ценность: сострадание
Длинноногие зверушки.
Вязание рук и ног.
10 Зайчик в штанишках. Подбор материалов, первичное
изучение схемы.
11 Медвежонок. Вязание головы и туловища
1
1
1
12 Подстаканник
1
13 Лев и жираф. Подбор материалов, первичное изучение
схемы.
1
1
1
2
Ценность: удовлетворенность
Лев и жираф. Вязание основы
1
Лев и жираф. Вязание цветов для оформления
14 Любимый персонаж из мультфильма. Подбор материалов,
первичное изучение схемы.
Любимый персонаж из мультфильма. Вязание головы,
рук, ног.
Любимый персонаж из мультфильма. Вязание туловища.
1
Любимый персонаж из мультфильма. Сборка деталей,
оформление.
15 Кукольный театр. Вязание персонажей из из выбранной
сказки.
1
2
3
3
3
2
3
3
3
2
2
2
3
2
2
Кукольный театр. Подбор материалов, первичное
изучение схемы.
1
1
2
Кукольный театр. Вязание туловища
1
2
3
Кукольный театр. Вязание головы, рук, ног.
2
2
Кукольный театр. Сборка деталей, оформление.
2
2
2
3
Обработка ролей.
2
2
Подготовка костюмов, декораций к выступлению.
3
3
Выступление.
2
2
1
2
Девочки в костюмчиках. Вязание тела и головы.
3
3
Девочки в костюмчиках. Вязание рук и ног.
3
3
1
3
4
1
2
3
3
3
16 Репетиция выбранной сказки.
17 Девочки в костюмчиках. Лисичка, мишка, мышка или зая
Девочки в костюмчиках. Вязание костюма . Сборка
деталей, оформление
18 Куколка Тильда. Подбор материалов, первичное изучение
схемы.
Куколка Тильда. Вязание тела.
1
1
Куколка Тильда. Вязание рук и ног.
2
2
Куколка Тильда. Вязание платья
1
2
3
Куколка Тильда. Сборка деталей, оформление.
1
2
3
19 Ромашка . Подбор материалов, первичное изучение
схемы.
1
2
3
Ромашка. Вязание горшочка
4
4
Ромашка. Вязание тела.
2
2
1
2
3
2
0
2
Ромашка. Сборка деталей, оформление.
20 Итоги работы за год
всего
144
Содержание программы
1 год обучения
1. Введение в декоративно-прикладное искусство .
Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства (презентация). Беседа по
технике безопасности. (Инструктаж по охране труда. Правила пользования
инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.) История и
современность. История возникновения вязания, его значение в современной жизни
(презентация). Инструменты и приспособления для вязания. Теория. Ознакомление с
инструментами и приспособлениями для вязания. Сведения о крючке. Рассматривание
работ, выполненных крючком. Практика. Подбор крючков по толщине нити.
Материаловедение. Теория. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания.
Виды пряжи. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности
вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна. Практика. Составление коллекции
ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены).
Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени. Основы
цветоведения.
Теория. Понятие о цвете. Классификация цветов спектра: главные и промежуточные,
холодные и тёплые, нейтральные и пограничные, ахроматические и хроматические цвета.
Символическое значение цвета. Практика. Изображение круга с обозначением основных,
двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.
Основы композиции. Ритм в композиции, симметрия, асимметрия, композиционный
центр.
2. Основные приёмы вязания крючком .
Теория. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Образование
первой петли. Понятие «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида»,
«столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя
накидами». Особенности вязания различных узоров. Практика. Картины из воздушных
цепочек. Изделия, связанные плоским полотном: чехол для телефона, сумочка или
косметичка и др.
3. Вязание узорного полотна. Теория. Способы прибавления и убавления петель. 10
Способ прибавления петель: из одной петли провязать 2, 3 и т.д. Способы убавления
петель: пропуск петли, провязывание двух петель вместе. Вязание круга. Приёмы начала
кругового вязания: образование кольца из нескольких воздушных петель, нитяное кольцо
(кольцо амигуруми). Правило прибавления петель. Приём соединения рядов при вязании
по кругу. Вязание подставки под горячее, прихватки, салфетки, коврика, сувениров:
смайлик, брелок, рукавичка и др.
4. Круговое объемное вязание Теория. Вязание шара и цилиндра. Особенности вязания
геометрических тел: вязание круга, вязание по спирали, равномерное убавление петель.
Вязание игрушек. Вывязывание деталей игрушки, их соединение, набивка и оформление
игрушки. Практика. Вязание игрушек: кот, волк и т.д.
5. Украшение вязаных изделий и предметов интерьера . Теория. Вязаные цветы в
интерьере и одежде. Особенности вязания простых и многослойных цветов и листьев.
Содержание программы
2 год обучения
1. Введение в декоративно-прикладное искусство . Вводное занятие. Виды декоративноприкладного искусства (презентация). Беседа по технике безопасности. (Инструктаж по
охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила
поведения на занятии.) История и современность, историей вязания крючком, основными
правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.
2. «Основные приемы вязания крючком игрушек»
Теоретический компонент. Условные обозначения. Правила чтения схем. Понятия
«амигуруми», «столбик с тремя накидами», «витой столбик», «пышный столбик»,
«лицевой рельефный столбик с накидом», «изнаночный рельефный столбик с накидом»,
«накладной рельефный столбик», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух
недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров.
Практический компонент. Обучение основным приемам вязания крючком игрушек.
Обучение вязанию по спирали, понятию «прибавка», «убавка» петель, вывязывание
различных элементов, узоров на основе столбиков и воздушных петель. Сборка и
оформление игрушек. Составление композиций.
Методическое обеспечение программы
Формы обучения
Методы обучения
№
п/п
Раздел программы
1
Введение в
декоративноприкладное
искусство.
Беседа,
комбинированные
занятия
2
Основные приемы вязания
крючком
Комбинированные,
практические
занятия
Исследовательский
(наблюдение,
сравнение,
определение),
интерактивный
(игры, конкурсы)
Диалогический
(беседа);
исследовательский
(наблюдение,
сравнение,
определение),
интерактивный
(игры, конкурсы)
Комплекс средств
обучения
Мультимедийный
проектор,
наглядности.
Образцы изделий.
Иллюстративный
материал.
Образцы вязания.
Иллюстративный
материал.
3
Вязание узорного полотна
Комбинированные,
практические
занятия
4
Круговое объемное
вязание игрушек
Комбинированные,
практические
занятия
5
Украшение вязаных
изделий и предметов
интерьера
Комбинированные,
практические
занятия
Диалогический
(беседа);
исследовательский
(наблюдение,
сравнение,
определение),
интерактивный
(игры, конкурсы)
Диалогический
(беседа);
исследовательский
(наблюдение,
сравнение,
определение),
интерактивный
(игры, конкурсы)
Диалогический
(беседа);
исследовательский
(наблюдение,
сравнение,
определение),
интерактивный
(игры, конкурсы)
Образцы вязания.
Иллюстративный
материал.
Образцы готовых
работ.
Образцы вязания.
Иллюстративный
материал.
Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность
осуществления образовательной программы, является условия реализации
образовательной программы.
Работа в кружке вязание крючком осуществляется в соответствии с разработанной
программой, которая включает 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю (144
часа в год).
Список использованной литературы
1. Журналы «Вязание»ООО «Слог».
2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации /
3. https://taplink.cc/stepashka_amitoys
4.
https://instagram.com/efka_toys?igshid=ek0pwsinpam6