Пояснительная записка Направленность: Амигуруми - японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких, мягких зверушек и человекоподобных существ. По программе «Амигуруми» могут обучаться школьники младшего и среднего возраста, которые в доступной форме познакомятся с декоративно-прикладным искусством. Обучающиеся самостоятельно изготавливают несложные объемные игрушки по собственным и готовым схемам. Обучение по данной программе служит хорошей пропедевтикой для всех форм последующего обучения школьников старшего и среднего возраста в объединениях художественной направленности. Актуальность: Программа «Амигуруми» являясь прикладной, носит практикоориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой вязания крючком. Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, развивать художественно – эстетический вкус. Новизна данной программы заключается не только в том, что обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, развивается способность к труду, творческой деятельности, умение связать оригинальную вещь своими руками, но и в том, что в процессе ее освоения четко прослеживаются межпредметные связи (интеграция с другими областями знания), а также воспитание у обучающихся оригинального творческого мышления Необычность изделия пробуждает у обучающихся интерес к вязанию, в процессе работы приобретаются навыки вязания, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость. В процессе вязания расширяются также знания обучающихся и декоративно – прикладном искусстве, развивается чувство ритма и умение создавать художественную композицию. Педагогическая целесообразность программы Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить обучающихся к творчеству. Цель программы – развитие личности ребёнка путём раскрытия у него способностей к творческому самовыражению через овладение приёмами вязания крючком. Опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Задачи программы: ОБУЧАЮЩИЕ • научить основным приемам вязания крючком; • обучить правильному использованию инструментов и материалов; • формировать основы самоконтроля и самооценки, навыки организации и планирования работы; • закрепить и расширить знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения и способствовать их систематизации. РАЗВИВАЮЩИЕ: • развивать самостоятельность, художественный вкус, творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, смекалку, изобретательность; • развивать внимание, память, образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ • воспитывать целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, усидчивость; • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; • воспитывать чувство личной ответственности за общее дело. Отличительные особенности: Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет учащимся в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по данному виду декоративно-прикладного творчества. Программа способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно-прикладного искусства, повышению общего уровня нравственноэстетической культуры личности. Программа формирует навыки планирования своей деятельности, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления, а также предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать, развивать художественноэстетический вкус. Обучающиеся по программе: Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение двух лет. Программа ориентирована на обучение детей 7-15 лет. Объём программы 1и 2 года обучения по 144 часа; Режим занятий при наполняемости - 15 обучающихся в группе: предусматривает 144 часа на учебный год. (4 часа в неделю). Занятия проводятся два раза в неделю по два часа Система обучения построена по принципу от простого к сложному, позволяет дифференцировать обучение по степени сложности для учащихся разных возрастных категорий. Разновозрастной состав групп позволяет детям младшего возраста перенимать определенные навыки у более старших учеников, старшим предоставляются дополнительные возможности выступать в качестве консультанта. При этом совместная работа учащихся организуется в микрогруппах, где в зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом учащийся не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Методика проведения занятий На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это демонстрация, показ; практические – упражнения, выполнение графических работ. Вводное занятие, каждая новая тема, как правило, начинаются с рассказа, объяснения преподавателя. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов, таблиц со схемами узоров, выкроек изделий, рисунками на доске. А так же каждую неделю необходимо уделить особое внимание общечеловеческим ценностям, необходимо будет раскрыть одну общечеловеческую ценность и сделать выводы на основе высказываний детей. В беседе преподаватель даёт возможность учащимся высказать своё мнение, получает представление о степени усвоения ими материала. Беседа оживляет занятия, служит активизации мышления школьников. Основное место на занятиях кружка отводится выполнению практических работ, упражнениям. В процессе упражнений, например, отрабатываются навыки выполнения технических приёмов, правильная постановка рук или навыки в зарисовке схем узоров. В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж. Преподаватель демонстрирует лучшие образцы выполнения узоров, отмечает типичные ошибки и т.д. В процессе занятий учащиеся записывают в тетрадях объяснение построения узоров, закрепляют каждый новый приём вязания несколькими упражнениями. Все записи выполняются ручкой, а зарисовки схем – карандашом. Познакомившись с условными обозначениями, учащиеся могут делать на доске под диктовку преподавателя несложные зарисовки узоров, придумывать самостоятельно и зарисовывать новые варианты схем для узоров. Ожидаемые результаты и способы их проверки : По окончанию освоения программы учащиеся будут знать: • особенности расчета петель для вывязывания изделия; • понятие пёстрое вязание, способы замены нитей; • особенности вязания продольных и поперечных кружев; • правила поведения на занятиях, правила техники безопасности; будут уметь: • пользоваться схемами вязания (условные обозначения); • организовать и содержать в порядке свое рабочее место; • выполнять поделки любой сложности и создавать свои, используя полученные знания; • гармонично сочетать цвета при выполнении поделок; • оформить готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, кайма и пр.); • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно. Будут обладать следующими качествами: • самостоятельность в решении творческих задач; • владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми; • ответственное отношение к обучению, самокритичность в оценке своих творческих способностей; • умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве. Формы контроля и подведения итогов реализации программы: Программа предполагает различные формы фиксирования результативности обучения, отслеживание успешности овладения учащимися содержания программы. Основными формами контроля и оценки результативности реализации программы являются: − педагогическое наблюдение; − анализ продуктов деятельности; − устный опрос; − зачет; − контрольное занятие. Определение уровня освоения программы учащимися проводится по следующим критериям: самостоятельность; качество исполнения; креативность Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы возможны следующие формы: • составление альбома лучших работ; • проведение коллективных и персональных выставок работ учащихся; • участие во внутриучрежденческих выставках и конкурсах; • участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях- конкурсах и выставках. Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце первого года обучения в форме контрольного занятия и выставки работ. Учебный план . № п/п Наименование разделов Количество часов по годам 1 год теория 3 Введение в декоративно-прикладное искусство Основные приёмы вязания 1 2 Украшение вязаных изделий и предметов интерьера Основные приемы вязания крючком игрушек Итого 3 4 5 практика - 2 год теория 3 практика 5 3 9 - - 3 8 1 8 20 98 24 103 29 115 28 116 144 144 Учебно-тематический план. 1 год обучения № Тема занятий Кол. ч. Сроки Тео рия практ ика всего 1 Вводная беседа. Знакомство с планом работы. Техника безопасности. История вязания крючком 2 0 2 2 Основные приемы вязания крючком, условные обозначения. Ценность: правдивость 3 Упражнения из столбиков и воздушных петель 1 2 3 1 2 3 Полустолбик с накидом. Столбик с накидом. 1 1 Способы прибавления и убавления петель. 2 2 4 Вязание узорного полотна Ценность: бесстрашие 1 2 3 5 Сумочка для хранения инструментов. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Ценность: смирение 1 2 3 Сумочка для хранения инструментов. Вязание основы Сумочка для хранения инструментов. Сборка деталей. Ценность: любовь к учебе 6 Цветы вязаные Ценность: откровенность 1 2 2 1 1 5 6 1 1 1 1 1 1 7 Закладка для книги в виде панды. Вязание основы Ценность: умение любить Закладка для книги в виде панды. Вязание головы , рук и ног Закладка для книги в виде панды. Сборка деталей. 8 Мышонок 2 штуки разных цветов 1 4 5 9 Медуза 1 4 5 1 1 2 1 1 Кот Шлепкин. Вязание тела. 2 2 Кот Шлепкин. Сборка деталей. Ценность: умение дружить 1 1 Кот Шлепкин. Оформление 1 1 2 3 Малыш Лёва .Вязание деталей 2 2 Малыш Лёва .Сборка и декорирование 2 2 2 3 2 2 2 2 2 3 10 Кот Шлепкин. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Ценность: сострадание Кот Шлепкин. Вязание рук и ног. 11 Малыш Лёва. Подбор материалов, первичное изучение схемы. 12 Серый волк. Вязание головы и туловища Серый волк. Вязание лап и хвоста Серый волк. Вязание ушек и Одежды Серый волк. Сборка и декорирование 1 1 1 13 Конкурс и Выставка работ 2 14 Ободок. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Ценность: удовлетворенность 1 2 1 2 Ободок. Вязание основы 1 2 3 3 3 2 3 2 2 2 2 1 2 3 1 1 2 2 2 2 3 Зайка в шапочке. Вязание шапки и шарфа 2 2 Зайка в шапочке. Сборка деталей, оформление. 2 2 2 3 2 2 2 2 1 2 3 1 1 2 Девочки в костюмчиках. Вязание тела и головы. 3 3 Девочки в костюмчиках. Вязание рук и ног. 3 3 Ободок. Вязание цветов для оформления 15 Классические мишки. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Классические мишки. Вязание головы, рук, ног. 1 Классические мишки. Вязание туловища. Классические мишки. Сборка деталей, оформление. 16 Зайка в шапочке. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Зайка в шапочке. Вязание туловища Зайка в шапочке. Вязание головы, рук, ног. 17 Единорог. Вязание головы и туловища Единорог. Вязание лап, ушек и хвоста 1 1 Единорог. Вязание гривы и рога Единорог. Сборка и декорирование 18 Девочки в костюмчиках. Лисичка, мишка, мышка или зая Девочки в костюмчиках. Вязание костюма . Сборка деталей, оформление 1 3 4 19 Куколка Лили. Подбор материалов, первичное изучение схемы. 1 2 3 Куколка Лили. Вязание тела. 3 3 Куколка Лили. Вязание рук и ног. 2 2 Куколка Лили. Вязание платья 1 2 3 Куколка Лили. Сборка деталей, оформление. 1 2 3 1 2 3 Длинноногий заяц. Вязание рук и ног. 4 4 Длинноногий заяц. Вязание тела. 2 2 2 3 20 Длинноногий заяц. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Длинноногий заяц. Сборка деталей, оформление. 21 Итоги работы за год 1 2 2 всего 144 Учебно-тематический план. 2 год обучения № Тема занятий Кол. ч. Сроки Тео рия практ ика всего 1 Вводная беседа. Знакомство с планом работы. Техника безопасности. 2 0 2 2 Ценность: правдивость Декорирование невидимок 1 2 3 3 Совушка. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Ценность: бесстрашие Совушка. Вязание головы, рук, ног. 1 1 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 3 Совушка. Сборка и декорирование 4 Фрутошарики . Подбор материалов, первичное изучение схемы. Ценность: бесстрашие Фрутошарики .. Вязание головы, рук, ног. Фрутошарики . Сборка и декорирование 5 Циплёнок в шапочке. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Ценность: смирение 1 Циплёнок в шапочке. Вязание головы, рук, ног. Циплёнок в шапочке. Сборка и декорирование Ценность: любовь к учебе 6 Конкурс и Выставка работ Ценность: откровенность 7 Овечка балерина. Вязание основы Ценность: умение любить Овечка балерина. Вязание головы , рук и ног 1 2 2 1 1 5 6 1 1 1 1 1 1 1 4 5 1 4 5 1 1 2 1 1 Длинноногие зверушки. Вязание тела. 2 2 Длинноногие зверушки. Сборка деталей. Ценность: умение дружить Длинноногий зайка. Оформление 1 1 1 1 2 3 Зайчик в штанишках.Вязание деталей 2 2 Зайчик в штанишках.Сборка и декорирование 2 2 2 3 Медвежонок. Вязание лап и хвоста 2 2 Медвежонок. Вязание ушек и Одежды Медвежонок. Сборка и декорирование 2 2 2 3 Овечка балерина. Сборка деталей. 8 Шкатулка для мелочей. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Вязание основы Шкатулка для мелочей. оформление 9 Длинноногий зайка. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Ценность: сострадание Длинноногие зверушки. Вязание рук и ног. 10 Зайчик в штанишках. Подбор материалов, первичное изучение схемы. 11 Медвежонок. Вязание головы и туловища 1 1 1 12 Подстаканник 1 13 Лев и жираф. Подбор материалов, первичное изучение схемы. 1 1 1 2 Ценность: удовлетворенность Лев и жираф. Вязание основы 1 Лев и жираф. Вязание цветов для оформления 14 Любимый персонаж из мультфильма. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Любимый персонаж из мультфильма. Вязание головы, рук, ног. Любимый персонаж из мультфильма. Вязание туловища. 1 Любимый персонаж из мультфильма. Сборка деталей, оформление. 15 Кукольный театр. Вязание персонажей из из выбранной сказки. 1 2 3 3 3 2 3 3 3 2 2 2 3 2 2 Кукольный театр. Подбор материалов, первичное изучение схемы. 1 1 2 Кукольный театр. Вязание туловища 1 2 3 Кукольный театр. Вязание головы, рук, ног. 2 2 Кукольный театр. Сборка деталей, оформление. 2 2 2 3 Обработка ролей. 2 2 Подготовка костюмов, декораций к выступлению. 3 3 Выступление. 2 2 1 2 Девочки в костюмчиках. Вязание тела и головы. 3 3 Девочки в костюмчиках. Вязание рук и ног. 3 3 1 3 4 1 2 3 3 3 16 Репетиция выбранной сказки. 17 Девочки в костюмчиках. Лисичка, мишка, мышка или зая Девочки в костюмчиках. Вязание костюма . Сборка деталей, оформление 18 Куколка Тильда. Подбор материалов, первичное изучение схемы. Куколка Тильда. Вязание тела. 1 1 Куколка Тильда. Вязание рук и ног. 2 2 Куколка Тильда. Вязание платья 1 2 3 Куколка Тильда. Сборка деталей, оформление. 1 2 3 19 Ромашка . Подбор материалов, первичное изучение схемы. 1 2 3 Ромашка. Вязание горшочка 4 4 Ромашка. Вязание тела. 2 2 1 2 3 2 0 2 Ромашка. Сборка деталей, оформление. 20 Итоги работы за год всего 144 Содержание программы 1 год обучения 1. Введение в декоративно-прикладное искусство . Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства (презентация). Беседа по технике безопасности. (Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.) История и современность. История возникновения вязания, его значение в современной жизни (презентация). Инструменты и приспособления для вязания. Теория. Ознакомление с инструментами и приспособлениями для вязания. Сведения о крючке. Рассматривание работ, выполненных крючком. Практика. Подбор крючков по толщине нити. Материаловедение. Теория. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды пряжи. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна. Практика. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени. Основы цветоведения. Теория. Понятие о цвете. Классификация цветов спектра: главные и промежуточные, холодные и тёплые, нейтральные и пограничные, ахроматические и хроматические цвета. Символическое значение цвета. Практика. Изображение круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний. Основы композиции. Ритм в композиции, симметрия, асимметрия, композиционный центр. 2. Основные приёмы вязания крючком . Теория. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Образование первой петли. Понятие «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами». Особенности вязания различных узоров. Практика. Картины из воздушных цепочек. Изделия, связанные плоским полотном: чехол для телефона, сумочка или косметичка и др. 3. Вязание узорного полотна. Теория. Способы прибавления и убавления петель. 10 Способ прибавления петель: из одной петли провязать 2, 3 и т.д. Способы убавления петель: пропуск петли, провязывание двух петель вместе. Вязание круга. Приёмы начала кругового вязания: образование кольца из нескольких воздушных петель, нитяное кольцо (кольцо амигуруми). Правило прибавления петель. Приём соединения рядов при вязании по кругу. Вязание подставки под горячее, прихватки, салфетки, коврика, сувениров: смайлик, брелок, рукавичка и др. 4. Круговое объемное вязание Теория. Вязание шара и цилиндра. Особенности вязания геометрических тел: вязание круга, вязание по спирали, равномерное убавление петель. Вязание игрушек. Вывязывание деталей игрушки, их соединение, набивка и оформление игрушки. Практика. Вязание игрушек: кот, волк и т.д. 5. Украшение вязаных изделий и предметов интерьера . Теория. Вязаные цветы в интерьере и одежде. Особенности вязания простых и многослойных цветов и листьев. Содержание программы 2 год обучения 1. Введение в декоративно-прикладное искусство . Вводное занятие. Виды декоративноприкладного искусства (презентация). Беседа по технике безопасности. (Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.) История и современность, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи. 2. «Основные приемы вязания крючком игрушек» Теоретический компонент. Условные обозначения. Правила чтения схем. Понятия «амигуруми», «столбик с тремя накидами», «витой столбик», «пышный столбик», «лицевой рельефный столбик с накидом», «изнаночный рельефный столбик с накидом», «накладной рельефный столбик», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров. Практический компонент. Обучение основным приемам вязания крючком игрушек. Обучение вязанию по спирали, понятию «прибавка», «убавка» петель, вывязывание различных элементов, узоров на основе столбиков и воздушных петель. Сборка и оформление игрушек. Составление композиций. Методическое обеспечение программы Формы обучения Методы обучения № п/п Раздел программы 1 Введение в декоративноприкладное искусство. Беседа, комбинированные занятия 2 Основные приемы вязания крючком Комбинированные, практические занятия Исследовательский (наблюдение, сравнение, определение), интерактивный (игры, конкурсы) Диалогический (беседа); исследовательский (наблюдение, сравнение, определение), интерактивный (игры, конкурсы) Комплекс средств обучения Мультимедийный проектор, наглядности. Образцы изделий. Иллюстративный материал. Образцы вязания. Иллюстративный материал. 3 Вязание узорного полотна Комбинированные, практические занятия 4 Круговое объемное вязание игрушек Комбинированные, практические занятия 5 Украшение вязаных изделий и предметов интерьера Комбинированные, практические занятия Диалогический (беседа); исследовательский (наблюдение, сравнение, определение), интерактивный (игры, конкурсы) Диалогический (беседа); исследовательский (наблюдение, сравнение, определение), интерактивный (игры, конкурсы) Диалогический (беседа); исследовательский (наблюдение, сравнение, определение), интерактивный (игры, конкурсы) Образцы вязания. Иллюстративный материал. Образцы готовых работ. Образцы вязания. Иллюстративный материал. Условия реализации программы Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы. Работа в кружке вязание крючком осуществляется в соответствии с разработанной программой, которая включает 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю (144 часа в год). Список использованной литературы 1. Журналы «Вязание»ООО «Слог». 2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / 3. https://taplink.cc/stepashka_amitoys 4. https://instagram.com/efka_toys?igshid=ek0pwsinpam6