Росток

МКУ «Управление образования Буйнакского района»
МБОУ центр образования имени З. З. Бамматова
«БУЙНАКСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ»
ПРИНЯТО :
на педагогическом совете
МБОУ ЦО «БРЦРО»
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МБОУ ЦО «БРЦРО» - А.Х.Мусаевой
от 30.08.2021г № 6-од

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
по агротехнологии

«Росток»
(адаптированная)

Возраст детей, на который рассчитана
программа: 10-15 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы: педагог
дополнительного образования
Джамавова Умият Абдурахмановна

МР «БУЙНАКСКИЙ РАЙОН»
2021-2022уч. го

Пояснительная записка
Допрофессиональное аграрное образование в нашем лицее
ведется по двум
направлениям:
 научно – теоретическая подготовка (включение в учебный план сельскохозяйственных
дисциплин).
 практическая подготовка (создание гибких форм круглогодичного сельского
производительного труда).
В нашем лицее эти два направления органически связаны, благодаря наличию
школьного тепличного и огородного хозяйств, пришкольного участка. Одна из главных задач
средней общеобразовательной школы состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень
общего образования и политехнический характер знаний школьников, подготовить учащихся
к сознательному выбору профессии.
Программой предусмотрены доступные этой возрастной категории учащихся
практические работы по выращиванию некоторых комнатных, однолетних и многолетних
цветочно-декоративных растений, для озеленения территории школы. Основное место на
уроках сельскохозяйственного труда занимают опыты учащихся. Выращивание растений
осуществляется в школьном помещении, теплице, открытом грунте. Проводятся экскурсии.
В средних классах обучение сельскохозяйственному труду становится более обширным,
углубленным, тесно связанным с курсом биологии. На занятиях учащиеся получают основные
знания и практические умения по выращиванию ведущих в данной зоне овощных, полевых,
плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, знакомятся с устройством и принципом
работы сельскохозяйственных машин, с различными сельскохозяйственным профессиями.
В процессе выполнения различных расчетов (потребности количества семян для
посева, удобрений, материалов и т.п.), составления планов по опытнической работе, учете
труда, установления экономической эффективности опытов и др. у учащихся закладываются
основы экономических знаний. С целью ознакомления школьников с содержанием и
спецификой труда работников различных отраслей сельскохозяйственного производства в
каждом классе предусмотрено проведение экскурсий.
Принципы политехнического образования реализуются в процессе практической
работы учащихся. Практические работы проводятся учащимися в различных условиях - в
классе, на пришкольном участке, в домашних условиях и непосредственно на производстве.
В среднем звене весь ранее перечисленные мероприятия тесно и гармонично
переплетаются в работе кружковых занятий в 5-7 классах спредпрофильной подготовкой,
перед которой ставится задача создания базы для "системы специализированной подготовки
(профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной
на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом
реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации
старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального
образования».
Более углубленное, «приближённое» к профессии обучение проходит, конечно, же, в
старшем звене в рамках профильного обучения.
Для агротехнологического профиля разработан учебный план на основе примерного
учебного плана, разработанного министерством образования Республики Дагестан.
Определены
два ключевых предмета: биология, овощеводство. Практическая часть
реализуется на базе теплицы, пришкольного участка.Нашими учителями разработаны рабочие
программы, по ключевым предметам данного профиля: биологии, овощеводству, рабочие
программы кружковых работ, проводятся практические работы в теплице по посадке, уходу,
сбору овощных культур.
Наша теплица в длине имеет 34, а в ширине 9 метров, имеется также почвенный и
воздушный обогрев, вентиляция, система полива и подкормки растений. Устройство для
автоматического регулирования микроклимата.
А, главное на естественном грунте даёт
возможность для роста и развития растений, получения высоких урожаев в любое время года.

В данном режиме работы мы на сегодняшний день можем похвастаться богатыми
урожаями не только на пришкольном участке в благоприятные время года, но и в теплице.
Работая с детьми на кружковых занятиях мы стараемся готовить их для дальнейшей
профилизации.
Школьные учебные программы по биологии и технологии, программы кружковых работ
(овощеводства)
определяют
следующие
общие
задачи
обучения
учащихся
сельскохозяйственному труду:
 формирование практических умений, навыков, научно-технических знаний, необходимых
для вовлечения школьников в общественный полезный, производительный труд в сельском
хозяйстве, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной
подготовки по определенной сельскохозяйственной профессии;
 расширение политехнического кругозора учащихся и развитие их творческих
способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук, активное
ознакомление с массовыми профессиями сельскохозяйственного производства и
формирование устойчивых профессиональных интересов к труду в сельском хозяйстве.
обучение учащихся сельскохозяйственному труду начинается с начальных классов.
Актуальность программы
В последнее время ориентация образовательного учреждения направлена на более
эффективную
подготовку
молодежи
к
жизнедеятельности
в
современном
высокотехнологическом обществе. Огромное значение в данном аспекте имеет ориентация на
производственную сферу региона.
Современная политика направлена на устойчивое развитие сельских территорий. Поэтому,
проблема подготовки кадров для села остается наиболее остро.
Сельская школа – важный компонент российской системы образования, которая сохраняет
значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через
него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны
составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную
культуру села. В новых социально – экономических условиях сельские дети должны не
только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на
ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и материально.
Важнейшей задачей сельской школы является формирование «сельскохозяйственной
грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по
сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли.
Каждый выпускник сельской школы должен стать всесторонне грамотным
землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.
Отличительной особенностью данной программы является:
- связь агрономии с экологией;
- воспитание экологически грамотного и социально – адаптированного гражданина через
любовь к труду на земле.
Цели программы:
 привитие учащимся высокой сознательности, любви к земле, глубокого понимания
значения
сельскохозяйственного
труда,
развитие
интереса
к
профессиям
сельскохозяйственного производства, стремления овладеть ими.
 воспитание экологически грамотного, культурного землепользователя, формирование
социально-адаптированной личности, способной жить и трудиться на селе;
 познакомить учащихся с основными отраслями растениеводства, общими понятиями
растениеводства, различными технологиями агрохимии,агрготехнологиями возделывания
овощей , цветов полевых и плодово-ягодных культур,
 конкретизировать взаимосвязь природа-сельскохозяйственная деятельность человека
Задачи:

 создание условий для практико-ориентированной творческой деятельности агоротехнологической направленности, способствующей духовно-нравственному становлению
детей и подростков;
 приобщение детей и подростков к опытно-исследовательской деятельности экологобиологической направленности;
 научить заниматься предпринимательской деятельностью;
 привить учащимся навыки трудолюбия;
 воспитывать ответственных заботливых хозяев своей земли;
 формирование у детей активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе
своей малой родины;
 развития у детей и подростков экологической культуры взаимодействия человека и
природы на основе экологической ответственности и бережного отношения к окружающей
среде;
 создание условий для практико-ориентированной творческой деятельности.экологобиологической направленности. Способствующей духовно-нравственному становлению детей
и подростков;
 научить правилам безопасного труда;
 научить выполнять конкретные технологические приемы сельскохозяйственных работ с
использованием ручных средств труда; копать, делать гряды, рыхлить, поливать, закладывать
компост;
 обучить таким различным агротехническим приемам, как
правильно сеять.сажать,размножать, поливать, подкармливать растения, защищать от
сорняков, вредителей и болейней, собирать урожай;
 обучить технологическому подходу к работе на земле, научить детей заниматься
предпринимательской деятельностью;
 привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем
школы;
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа с обязательным перерывом
через каждые 45 минут.
Участники: обучающиеся 5-6 классов (10-12 лет)
Методы обучения: словесной передачи информации и слухового восприятия, передачи
информации с помощью практической деятельности.
Формы обучения: беседа, рассказ, инструктаж, работа с книгой, составление плана,
конспектирование, анализ.
Формы и методы аттестации
Контроль знаний обучающихся проводится в виде тестирования, контрольных работ, в виде
конкурсов на лучшую работу. Проверка навыков приобретенных во время практических
занятий на пришкольном участке и в теплице проводятся на практических занятиях с
использованием разных оборудований и оцениваются в индивидуальном порядке.
Ожидаемые результаты
Эффективность программы будет оцениваться количеством полученной продукции,
вырученными средствами от реализации рассады, овощей, снижение себестоимости обеда, участие в
районном конкурсе пришкольных учебно-опытных участков, финансовый отчёт перед
родителями, коллективом школы и учащимися.
Работа по программе будет продолжена и расширена по следующим направлениям:
 благоустройство территории школы (озеленение, эстетическое оформление клумб);
 круглогодичное выращивание овощей в теплице;
 обеспечение учащихся и населения свежими овощами круглый год;
 Повышение эффективности профориентационной работы;
Тематическое планирование.
1-ый год обучения 4 ч. В неделю
Осенние работы на участке овощных и цветочно – декоративных растений

№
1.

2.

2

1
2
3
4
3
1
2
3
4
5
6
1

2
3
4
5
6
7

1.

2.
3.
4.

Наименование разделов
Условия необходимые для
выращивания культурных
растений
Особенности обработки почвы

Кол-во
часов
2

2

Оборудование
Теммометр Мин-ые
вещ-ва, семена
Лопата, грабли,
мотыга, орган-ие и
мин-ые удобрения
Лопата, ведра

Виды
деят-ти
Беседа
Беседа

2
Беседа
Уборка и учет урожая овощных
культур с учебно-опытного
участка
Уборка картофеля
2
Лопата, ведра
Прак раб
Уборка тыквы
2
Прак раб
Уборка растительных остатков с
3
Лопата, тележка, вилы
Прак раб
учебно-опытного участка
Закладка их в компостную кучу
2
Прак раб
Лопата, мотыга, вилы
Осенняя обработка почвы на
учебно-опытном участке
Подготовка почвы к подземным
2
Грабли, мотыга
Прак раб
посевом
Подземные посевы и посадки
2
Беседа
Посев семян моркови
1
Семена, мотыга
Прак раб
Посев семян чеснока
1
Семена, мотыга
Прак раб
Посев семян лука
1
Семена, мотыга
Прак раб
Посев семян укропа, кориандра
1
Семена, мотыга
Прак раб
4. Уборка посевного и посадочного материала цветочно - декаративных растений
Сбор семян цветочно 2
Ножницы, нитки
Прак раб
декоративных растений астры,
гвоздики
Уборка кориеклубней георгинов
2
Лопаты, вилы,
Прак раб
стеллажи
Уборка клубнелуковых
2
Ножницы или секатор
Прак раб
гладиолусов
2
Беседа
Подземные посевы цветочнодекоративных растений
Посев семян календулы
2
Семена, лопата,
Прак раб
перчатки
Посадка нарциссов
2
Семена, мотыга,
Прак раб
бороздник
Посадка тюльпанов
2
Семена, мотыга,
Прак раб
бороздник
5. Осенние работы в пришкольной таблице
Очистка и сортировка семян
2
Палочка шпатель,
Прак раб
разборная доска,
пакетики
Определение всхожести семян
2
Тарелка, керамич.
Прак раб
плитки, влажная ткань
Подготовка и раскладка почвы в
3
Почва, разовые
Прак раб
разовые стаканы
стаканы
Подготовка семян к посеву
2
Прак раб
Семена р-р K Mn O₄,
р-р NaCl

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

1.

2.
3.
4.
5.

Посев семян
Уход за посевом
Пикировка и уход за рассадой
Уборка растительных остатков в
теплице школы
Закладка растительных остатков в
компостную кучу
Подготовка почвы к осеннему
посеву в теплице
Обработка почвы р-ом

Хлопчатобумажный
мешок
Семена готовые
Палочка, шпатель
Лопата, тележка, вилы

Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб

2

Тележка, лопата

Прак раб

2

Минер.удобрения

Прак раб

2
2
2
3

Р-р K Mn O₄
перчатки
Высотка рассады в грунт
2
Ложка, шпатель,
перчатки
Уход за саженцами в теплице
3
Полив, подкормка
Лейка
Уход за цветочно -декоративными комнатными растениями
Особенности ухода за растениями
2
в помещении
Уход за растениями в помещении
2
лейка
Пересадка комнатных растений в
2
Шпатель, горшки с
горшочки
почвой
Подготовка почвы для посадки
3
Горшочки, почва,
растений в горшочках
песок
Посев семян моркови, петрушки
2
Горшки, семена
посев семян укропа кориандра
2
Семена горшки
Посев семян чеснока лука
2
Шпатель, перчатки
Посев семян пшеницы
2
Семена, шпатель
Посев семян щавеля, сельдерея
2
Семена, шпатель
Посев семян салатных листьев
2
Семена, шпатель
Уход за саженцами
5
Дневник наблюдений
2

Прак раб
Прак раб
Прак раб
Беседа
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб

7. Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений
Приемы выращивания культурных
3
Плакаты с рисунками
Беседа
растений
ручные рыхлители,
культиваторы
Весенняя обработка почвы
4
Лопата, мотыга, вилы
Прак раб
Обработка почвы с внесением
2
Органич удобрения
Прак раб
органических удобрений
Обработка почвы с внесением
2
Минер удобрения,
Прак раб
минеральных удобрений
ведра, перчатки
Подготовка семян и посадочного
3
Семена р-р марганца
Прак раб
материала к посеву
Р-р NaCl

6.

Очистка и сортировка семян

2

7.

Определение всхожести семян

3

8.

подготовка семян к посеву

2

Семена, керам.
плитка, разборная
доска
Тарелка, влажная
ткань
Р-р K Mn O₄,
р-р
NaCl

Прак раб
Прак раб
Прак раб

9.
10
11
12
13
14
8.
1.
2.
3.

4.
9.

1.
2.
3.

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.

8.

Подготовка семян моркови
петрушки
Посев семян столовой свеклы
Посев семян огурцов
Посадка лука - севка
Посадка тыквы
Посадка картофеля
Особенности ухода за
растениями
Приемы ухода за растениями
моркови петрушки, свеклы
Приемы ухода за растениями
чеснока и лука
Приготовление растворов
минеральных удобрений

2

семена

Прак раб

1
1
2
2
2
2

Семена
Семена, мотыга
семена
семена
Семена, ведра
Мотыга, рыхлитель

Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Беседа

3

Рыхлитель, мотыга

Прак раб

2

Рыхлители, мотыга

Прак раб

2

Прак раб

Приемы ухода за растениями
огурца
Посадка цветочнодекаративных растений на
пришкольном учебно-опытном
участке
Посадка календулы

3

Минер.удобрения,
ведра, палочка,
перчатки
Мотыга, подкормка

2

Семена, вода

Прак раб

Уход за цветочными растениями
нарцисса
Уход за растениями тюльпанов

2

Вода, рыхление,
лейка
Лейка, вода

Прак раб

Беседа

3

2

Прак раб

Прак раб

Содержание учебного плана
1-ый год обучения
Осенние работы на участке овощных и цветочно – декоративных растений - 4 часа
Наблюдение за растениями, разрыхление почвы.
Уборка и учет урожая овощных культур с учебно-опытного участка – 11 часов
Сбор картофеля, тыквы на пришкольном участке, сбор растительных остатков и закладка
их в компостную кучу.
Осенняя обработка почвы на учебно-опытном участке – 8 часов
Подготовка почвы различным способам посева, внесение удобрений
Уборка посевного и посадочного материала цветочно - декоративных растений – 14
часов.
Срез подсохших соцветий с плодами, высушивание. Подкапывание корнеклубней,
просушивание и раскладка по ящикам.
Осенние работы в пришкольной таблице – 29 часов
Сортировка и раскладка семян томата, обработка семян к посеву посев семян в разовый
стакан, высадка рассады в грунт, уход за саженцами.
Уход за цветочно - декоративными комнатными растениями – 27 часов
уход за растениями, очищение от пыли, пересадка в горшочки.
Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений – 31
часов
Подготовка почвы, внесение органических и минеральных удобрений, подготовка семян и
посадочного материала.
Особенности ухода за растениями – 12 часов

Прополка растений мотыгой. Разрыхление почвы техникой.
9. Посадка цветочно-декоративных растений на пришкольном учебно-опытном участке
– 9 часов
Рыхление почвы, посадка семян, полив и наблюдение

2-ой год обучений
Значение овощеводства 4 ч.
Осенние работы на пришкольном участке
№

Наименование разделов

Оборудование
Колво
часов
2
Ведра мешки
2
Ведра, перчатки мешки
2

Виды
деят-ти

9.

Значение овощеводства
Беседа
Уборка урожая
Прак раб
Уборка и учет урожая столовой свеклы
Прак раб
моркови и картофеля
Лопата, вилы
Отбор семенников двулетних овощных
2
Прак раб
культур
Ножи
Закладка их на хранение
2
Прак раб
Значение плодовых культур
1
Беседа
Краткая характеристика основных
3
Беседа
овощных культур
Плакаты
Капуста
2
Беседа
Плакаты, схемы посадки
Томаты
2
Беседа
Плакаты, схемы посадки
Картофель
2
Беседа
Образцы почв
Характеристика почв
3
Беседа
Осенняя обработка почвы под овощные культуры на пришкольном участке
севооборот
2
Беседа
Мелиорация с/х угодий
2
Беседа
Подготовка почвы к подзимним посевом
Подзимние посевы и посадки
2
Беседа
Семена, мотыга
Посев семян чеснока, лука
2
Прак раб
Семена, шпатель
Посев семян укропа кориандра
2
Прак раб
Семена
мотыга
Посев семян моркови
2
Прак раб
Уборка посевного и посадочного мат-ла
2
Беседа
цветочно - декоративных растений
Ножницы нитки
Сбор семян астры, гвоздики,
3
Прак раб

10

Уборка корнеклубней георгин

3

11

2

12
13

Подзимние посевы цветочнодекаративных растений
Посадка тюльпанов
Посадка нарцисс

2
2

Луковицы, лопата
Луковицы нарцисс,
шпатель

Прак раб
Прак раб

14
15

Посадка пион
Виды защищенного грунта

2
2

Семена
Теплицы, парники,
рассадники

Прак раб
Беседа

3.
1.

Осенние работы в пришкольной теплице
Тележка, лопата
Уборка растит остатков в теплице школы
4

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Лопата, стеллажи

Прак раб
Беседа

Прак раб

Вилы, лопата

Закладка растит остатков в компостную
кучу
Подготовка почвы к осеннему посеву
огурцов в теплице
Очистка и сортировка семян

3

Определение всхожести семян
Подготовка и раскладка почвы в разовые
стаканы
Подготовка семян к посеву

3
4

8.
9.
10.
11.
12.
4.
1.
2.
3.

Посев семян
Уход за посевом
Пикировка и уход за рассадой
Высадка рассады в грунт
Уход за саженцами в теплице

Понятие о сорте
Сельскохозяйственная техника
Почвообрабатывающие орудия

4
4

4.

Орудия для поверхностей обработки почвы

2

5.

Основные машины для внесения
удобрений
Ознакомление с общим устройством
разбрасывателя ор-х удобрений
Ознакомление с общим устройством
разбрасывателя минер.удобр.

2

2.
3.
4.
5.
6.
7.

6.
7.
5.
1.

2.
3.

Прак раб
Прак раб

4
Разборная доска,
пакетики
Влажная ткань, тарелка
Почва, разовые стаканы

Прак раб

3

Семена р-р
K Mn O₄,
р-р NaCl

Прак раб

2
3
3
4
4

Семена

Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб

2

Палочка, шпатель

Дневник наблюдений
Весенние работы в овощеводстве
Плакаты
3
Плакаты плугов
культиватор
Лущильники
бороны катки
Плакаты сеялка
разбрасыватель

Прак раб
Прак раб

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа

2

Прак.раб

2

Прак.раб

Весенние летние работы на участке
Плакаты с
Приемы выращивания культурных
2
рисунками ручные
растений
рыхлители,
культиваторы
Лопата, мотыга,
Весенняя обработка почвы
2
вилы
Органич
Обработка почвы с внесением
2
удобрения
органических удобрений

Беседа

Прак раб
Прак раб

Обработка почвы с внесением
минеральных удобрений
Подготовка семян и посадочного
материала к посеву

2

Минер удобрения,
ведра, перчатки

Прак раб

3

Семена р-р
марганца
Р-р NaCl

Прак раб

6.

Очистка и сортировка семян

2

Прак раб

7.

Определение всхожести семян

3

8.

подготовка семян к посеву

4

9.
10.
11.
12.

Подготовка семян моркови петрушки
Посев семян столовой свеклы
Посев семян огурцов
Посадка лука - севка

2
2
2
2

Семена, керам.
плитка, разборная
доска
Тарелка, влажная
ткань
Р-р K Mn O₄,
р-р NaCl
семена
Семена
Семена, мотыга
семена

4.
5.

Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб

13.
14.

Посадка тыквы
Посадка картофеля

2
2

семена
Семена, ведра

Прак раб
Прак раб

2-ой год обучений
1. Осенние работы на пришкольном участке – 23 часв
Наблюдение за растениями, разрыхление почвы, заделывания в почву удобрений, очистка
участка от сорняков
2. Осенняя обработка почвы под овощные культуры на пришкольном участке – 34
часов
Внесение удобрений в соответствии с таблицей
Подготовка почвы к подзимним посевам
Подготовка почвы, разрыхление. Подготовка семян и посадочного материала.
3. Осенние работы в пришкольной теплице – 39 часов
Подготовка семян к посеву, обработка раствором перманганата калия и хлорида натрия, посев
семян в разовые стаканы, высадка рассады на грунт, уход за растениями, сбор урожая и
растительных остатков
4. Весенние работы в овощеводстве – 19 часов
Подготовка почвы, внесение органических и минеральных удобрений, подготовка семян и
посадочного материала.
5. Весенне-летние работы на участке – 32 часа
Сбор растительных остатков, разрыхление почвы и подготовка к весеннему посеву.

3 год обучения по (4 ч)
1. Осенние работы в овощеводстве и полеводстве.
№
1.

Уборка урожая картофеля

Кол-во
часов
2

2.

Закладка его на хранение

1

Ведра, перчатки,
лопатка, вилы
Делянки, стеллажи

3.

1

Хранилище, тара

4.

Сортировка клубней картофеля и уборка
их на хранение
Сбор семян; капусты, свеклы

1

Тара, перчатки

5.

Сбор семян моркови

2

Тара, перчатки

6.
7.

Значение полеводства
Характеристика важнейших полевых
культур
Осенняя обработка почвы

1
2
2

Плакаты полевых
культур
Лопата, вилы

2

Лопата, вилы

10.

Уборка растительных остатков с учебноопытного участка
Закладка их компостную кучу

2

Тележка, вилы

11.

Внесение удобрений

2

Пластмассовая ложка
орг-ие и минеральные
удобрения

8.
9.

Наименование разделов

Оборудование

Виды
деят-ти
Прак-ая
работа
Прак-ая
работа
Прак-ая
работа
Прак-ая
работа
Прак-ая
работа
Беседа
Беседа
Прак-ая
работа
Прак-ая
работа
Прак-ая
работа
Прак-ая
работа

12.

Обработка почвы под полевые культуры

2

перчатки

13.

Посев зимних культур

2

Семена

14.

Посев озимой пшеницы

2

Семена

15.

Посев озимой ржи

2

Семена

№

Наименование разделов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.

2.Осенние работы в плодоводстве.
Кол-во Оборудование
часов
Значение плодоводства
2
Характеристика важнейших плодовых
1
Плакаты плодовых
растений
растений
Характеристика важнейших ягодных
1
Плакаты ягодных
растений
культур
Размножение плодовых и ягодных
1
растений
Размножение семенами
1
Семена, почва
Вегетативное размножение черенками
1
Черенки малины,
смородины
Размножение отводками
1
Ягодные растения
Размножение прививками
1
Деревья подвой,
привой
Выращивание растений в питомниках
2
Посадка плодовых деревьев
2
Копка ям под посадку
2
лопата
Посадка саженцев плодовых растений
2
Саженцы, лопата
Внесение органических и минеральных
2
Орг-ие и мин-ыеудоб,
удобрений под саженцев плодовых
ведро, перчатки
растений
Копка ям под посадку ягодных растений
5
лопата
Посадка ягодных кустарников
2
Черенки, саженцы
Внесение органических и минер
2
Орг-ие и мин-ыеудоб,
удобрений под посадку.
ведро, перчатки

17.

Уход за штамбами плодовых деревьев

2

18.

Обработка почвы в приствольных кругах,
внесение удобрений
Полив саженцев
Уход за штамбами плодовых деревьев,
защита от вредителей

2

Обрезка ягодных кустарников
Вырезка от плодоносивших стеблей
малины
Связывание кустов малины на зиму
Вырезка старых ветвей и слабых
прикорневых побегов смородины
Вырезка старых ветвей и слабых
прикорневых побегов крыжовника

2
2

19.
20

21.
22.
23.
24.
25.

2
2

2
2
2

Садовый вар камыши,
ветви
Орг-ие удобрения
Ведра, вода, лопата
Ведра, шпатель,
брезент, клей, бумага,
шпагат
Ножницы, мешки
Веревки
Ножницы, пилка ножовка
Пилка – ножовка

Прак-ая
работа
Пракаяработа
Прак-ая
работа
Прак-ая
работа
Виды
деят-ти
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Беседа
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Беседа
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб

26.
27.

Заготовка черенков черной смородины
Обработка почвы удобрениями

Полив на участие ягодных кустарников
Закладка опытов с плодовыми
кустарниками
30. Закладка опытов с ягодными
кустарниками
3.Осенние работы в пришкольной теплице
1.
Уборка растит.остатков в теплице
2.
Закладка растит.остатков в компостную
кучу
3.
Подготовка почвы к осеннему посеву в
теплице
4.
Обработка почвы и помещение
рром
5.
Очистка и сортировка семян помидоров
28.
29.

Прак раб
Прак раб

2
2

ножницы
Органические и мин-ые
уд-ия
Вода, ведра, лейки
Дневник наблюдения

2

Дневник наблюдений

Прак раб

3
2

Лопаты, вилы
Тележка, лопата,
перчатки
Минер.удоб

Прак раб
Прак раб

2
2

2

6.
7.
8.
9.
10.

Определение всхожести семян
Подготовка рассадных ящиков
Посев семян томата
Уход за посевом
Пикировка и уход за рассадой

2
2
2
2

11.

Высадка рассады в грунт

2

12. Уход за саженцами в теплице
4. Весенне-летние работы в полеводстве
№
Наименование разделов

2
Кол-во
часов
1

3.
4.

Предпосевная обработка почвы с
внесением удобрений
Предпосевная обработка почвы с
внесением удобрений как полевые
культуры
Подготовка семян к посеву
Посев и посад полевых культур

5.

Рыхление почвы

2

6.
7.
8.
9.

1
2
1
1

10.
11.
12.
13.
14.

Борьба с соринками
Прополка на делянках полевых культур
Прореживание и окучивание растений
Прореживание всходов сахарной или
кормовой свеклы
Окучивание картофеля
Полив
Полив полевых культур
Подкормка
Подкормка полевых культур

15.

Защита полевых культур от вредителей и

1

1.
2.

Прак раб
Прак раб

3
3

Прак раб
Прак раб

Палочка, шпатель,
разборка доска, пакеты
Ящики, почва
Семена ящики с почвой
Палочка шпатель
перчатки
Рассадные ящики
шпатель
Полив подкормка
Оборудование
Образцы удобрений

Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Прак раб
Виды
деят-ти
Беседа

1

Орг-ие и мин-ые
удобрения, ведро

Прак раб

1
1

Семена
Семена шпатель,
грабли
Рыхлители мотыга,
грабли

Прак раб
Прак раб

Мотыга

Прак раб
Беседа
Прак раб

1
1
1
1
1

Шпатель, мотыга
Мотыга
Ведра, лейка, вода
Минер.удобр, ведра,
шпатель-ложка

Прак раб

Прак раб
Беседа
Прак раб
Беседа
Прак раб
Беседа

16.
17.
18.
№
1.
2.

3.
4.
5.

6.

1.
2.
3.
4.
5.

болезней
Наблюдения и учет при возделывании
полевых культур
Уборка урожая полевых культур
Уборка урожая зерновых хлебов

1
2
2

Дневник наблюдений

Самодельные
молотилки, веялки
5. Весенние - летние работы в плодоводстве
Наименование разделов
Кол-во
Оборудование
часов
Обрезка плодовых деревьев и ягодных
2
Плакаты с рисунками
кустарников
Определение мест обрезки ветвей
2
Ножи-пилки
плодовых деревьев в саду и упражнение по
обрезке
Обрезка ягодных кустарников
1
Ножницы, нож-пилка
Посадка черной смородины
1
Черенки, лопата
Удобрения и обработка почвы в
2
Образцы удобрений
приствольных кругах и междурядьях
ягодных кустарников
Внесение азотного удобрения в
2
Органические
приствольные круги и междурядья
удобрения, лопата
ягодных кустарников
1
Мотыга, рыхлители,
Рыхление почвы летом
мин. удобрения
Полив подкормка плодовых деревьев и
ягодных кустарников
Полив и подкормка ягодных кустарников.
2
Мин.удобрения, мотыга
Рыхление почвы
Защита сада от вредителей и болезней
1
Плакаты с рис.
Вредителей сада
Защита растений сада в разные периоды
1
развития растений
Уборка урожая ягод смородины, малины,
1
Тара
крыжовника
Уборка урожая летних сортов яблок, груш
2
Ведра, мешки
с приусадебного участка школы

Прак раб
Беседа
Прак раб
Виды
деят-ти
Беседа
Беседа
Прак раб
Прак раб
Беседа
Прак раб
беседа
Прак раб
Беседа
Прак раб
Прак раб
Прак раб

3 год обучения
1. Осенние работы в овощеводстве и полеводстве. - 26 часов
Сбор урожая сортировка клубней картофеля, сбор семян, моркови капусты сбор растительных
остатков с участка, подготовка почвы к посеву зимних культур
2. Осенние работы в плодоводстве – 56 часов
Вырезка старых ветвей, связывание кустов, обрезка ягодных кустарников, обработка почвы в
приствольных кругах, внесение удобрений, заготовка черенков смородины, посадка плодовых
деревьев и ягодных кустарников.
3. Осенние работы в пришкольной теплице – 27 часов
Сортировка и раскладка семян томата, обработка семян к посеву посев семян в разовый
стакан, высадка рассады в грунт, уход за саженцами, сбор урожая и уборка растительных
остатков в теплице.
4. Весенне-летние работы в полеводстве – 22 часа
Подготовка почвы ее разрыхление, внесение удобрений, подготовка семян к посеву посадка
саженцев
5. Весенне-летние работы в плодоводстве – 18 часов

Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Посадка черенков малины, обработка
почвы удобрениями, полив и подкормка плодовых деревьев и ягодных кустарников, защита
растений о вредителей и болезней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года (29.12.2001
распоряжение №1756-р).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
3. Закон РФ «Об образовании».
4. Приоритетный проект президента РД Абдуллатипова Р.Г. «Эффективный
агропромышленный комплекс»
5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление Правительства РФ
№ 196 от 19 марта 2001 (ред. от 10 марта 2009) «Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-963-401-73-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».