Литературная гостиная

МКУ «Управление образования Буйнакского района»
МБОУ центр образования имени З. З. Бамматова
«БУЙНАКСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ»

ПРИНЯТО :
на педагогическом совете
МБОУ ЦО «БРЦРО»
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МБОУ ЦО «БРЦРО» - А.Х.Мусаевой
от 30.08.2021г № 6-од

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
по литературному искусству

«Литературная гостиная»
(адаптированная)

Возраст детей, на который рассчитана
программа: 11-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы: педагог
дополнительного образования
Омарова Зумруд Олеговна

МР «БУЙНАКСКИЙ РАЙОН»
2021-2022уч. год

Пояснительная записка.
"Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму."

В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек
со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным
гражданином своей страны. Особенно важно это учитывать при формировании личности
ребенка, внимание к которому как полноправному гражданину в обществе достаточно
снижено. Одним из важных средств для самоутверждения юной личности является
предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказываться, утверждать
свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению.
Необходимо одновременно помогать подросткам в анализе и понимании устного и
печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих
событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Свободно
ориентироваться в своем историческом национальном прошлом.
Актуальность
Назрела необходимость расширять жизненный опыт школьников, вовлекать их в
соответствующую их интересам среду, развивать общий творческий потенциал.
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества
требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства
информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные
телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии
должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто
средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для
рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и
печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих
событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта
теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе телевизионной детской
передачи «Всевидящее око».
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Всевидящее око»,
ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему
овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать
программу старшей школы.
Программа телевизионной детской передачи «Всевидящее око» является
программой интеллектуального творчества и предполагает
систематическое и
планомерное сотрудничество с Буйнакским районным телевидением. На занятиях юные
корреспонденты будут учиться пристально, всматриваться в суть явлений и вещей,
стремиться не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Данная программа нацелена
на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и
взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку, предполагает
серьезную творческую работу, связанную с изучением исторического наследия Дагестана.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через
систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной
программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во

время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств
массовой коммуникации общества. Благодаря
занятиям в объединении «Всевидящее
око» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов
окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу,
учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать
себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается
общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения
ограждены от
отрицательного влияния окружающей среды.
Формы и режим работы. Возраст обучающихся. Сроки реализации.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция
допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного и
телевизионного ремесел на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на
учащихся 5 – 11 классов (11-18 лет) и рассчитана на 2 года.
На изучение всей программы отводится 288 часов.
Первый год обучения- 144 часа, второй год обучения так же 144 часа.
Программа 1 – го года обучения включает в себя изучение информационных жанров,
применение полученных знаний на практике.
Программа 2 – года обучения расширяет познания юнкоров в этой области.
Цели программы:
- сформировать учащегося - юнкора, способного к полноценному восприятию духовной
культуры, подготовки к самостоятельной работе над словом.
- познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного
творчества;
- познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского
дела,
- обучить основным принципам и законам написания и редактирования
публицистического, художественного и научного текстов;
- развить творческие способности детей;
- формировать умение ориентироваться в потоке информации;
- воспитать школьника как гражданина.
- создать постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Задачи программы определены его целью и связаны как с познавательной
деятельностью школьников, так и с практической функцией.
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
- развитие критического мышление;
-развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием технических
средств
Обучающие:
– формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать
информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
–формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
– овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса учащихся;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
– формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;
- воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических
выступлениях
– привитие культуры общения.

Практические:
– умение анализировать и отбирать полученную информацию;
– умение применять полученные знания при создании школьной газеты.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как
профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная
позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх,
устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение
творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Формы и методы обучения:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
– встречи с интересными людьми;
–практическая работа (участие в конкурсах, Интернет – газетах, публикации в СМИ и др.)
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок
узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие
и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных
жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки,
репортажи. Основными формами, способствующими развитию выразительности,
образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения,
ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики,
ролевые игры
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование
культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводиться теории
журналистики.
Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения
поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции,
беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, прессконференции, встречи с интересными людьми). Допрофессиональное образование
предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и
самореализацию. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:
 Владение теорией газетных и телевизионных жанров;
 Умение грамотно изложить информацию;
 Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
 Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с
точки зрения этики и эстетики;
 Умение вести беседу;
 Умение определять жанровую природу газетного и телевизионного материала, его
структуру, функции языковых средств и деталей;
 Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.
Формы и методы аттестации
 Тестирование
Тематическая статья
 Устный опрос
 Письменный опрос

В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные
знания:

из истории журналистики;

о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

о законе о СМИ;
и умения:


создавать сочинения разных жанров;

соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и
письменных высказываниях;

работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии,
справочники), с использованием ИКТ;

участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Отличительная особенность программы заключается в комплексном изучении основ
журналистики, этики и эстетики. Дети постигают культуру человеческих отношений, быт,
традиции, учатся оценивать характер и поступки интервьюируемых людей.
Отличительной особенностью содержания программы является то, что она постоянно
соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение
успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с
родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности, самореализация).
Учащиеся, рассказывая в газете и на ТВ об интересных, увлеченных людях, усваивают
идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют
культуру тела и культуру собственного образа в целом. Программа не предполагает какихлибо зачетных или экзаменационных часов, но работают творческие лаборатории, по
итогам которых работы юнкоров рекомендуются в газету и на ТВ. Организатором всей
деятельности учащихся является педагог. Он следит за четким выполнением учениками
самостоятельных заданий, организует необходимые консультации, оказывает помощь в
разработке выбранных тем, написании заметок, интервью.
Прогнозируемые результаты
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: специфику и структуру
информационных жанров, различать информацию, заметку, корреспонденцию, интервью,
фотожанры, обзорно-аналитические и художественные жанры,. К концу первого года
обучения учащиеся должны уметь: грамотно изложить информацию в жанре заметки,
корреспонденции, блиц-интервью, вести беседу с интервьюированными людьми, владеть
фактами, документами, историческими данными, Результат - публикация в газете, выпуск
телерепортажей.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: структуру газетных и телевизионных
жанров разного плана, правила и нормы газетного языка.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь: развивать тему в жанрах
информационного плана, написать зарисовку о человеке с этической оценкой его
поступков. Результат: публикация в газете, выпуск телерепортажей.

Годовой тематический план 1 года обучения
№

Тематика занятий

Количество Теория
часов

Практика

1
2
3

4
5

6
7
8

9

10
11

12
13
14
15

16
17
18

19
20
21
22

23

Вводное занятие.
Журналистика как профессия-беседа.
Публицистический
стиль речи. Общая
характеристика: сфера применения, жанры,
стилевые особенности, языковые средства
Основные жанры публицистического стиля в
устной и письменной форме речи.
Лексические,
фразеологические
морфологические,
синтаксические,
изобразительно-выразительные особенности
языковых средств публицистического стиля.
Сходство и различие художественного и
публицистического стилей.
Обсуждение планирования телевизионной
рубрики «Их имена славят Дагестан».
Хроника-способ сохранить в памяти прошлое.
Теоретическая подготовка учащихся к
творческой работе по созданию телеочерка.
«Боец революции Уллубий
Буйнакский
подарил свое имя городу» Телеочерк - обзор
исторического прошлого.
Организация работы корреспондентов –
хроникеров.
Спортивная гордость Дагестана Ал-Клыч
Хасаев –непревзойденный силач и борец.
Историческая справка.
Практическая работа. Написание расширенной
информации. Анализ работ
Заметка. Заметка информационного характера
Заметка типа делового описания
Телезаметка «Он прославил мир науки» о
дагестанском
ученом, поэте, арабисте,
философе А.Акаеве
Информационная заметка с отрицательным
содержанием
Заметки на темы, связанные с оценкой
поступков
Заметка на дискуссионную тему. Теледиспут
по творчеству классика кумыкской поэзии
Ирчи Казака «Дагестан поэтический»
Заметка-благодарность.
Заметка-вопрос
Заметка-просьба
Практическая работа. Написание творческих
работ, посвященных герою Советского союза
Юсупу Акаеву на тему «Никто не забыт,
ничто не забыто» Анализ работ за круглым
столом с приглашением родственников героядагестанца.
Интервью. Анализ образцов интервью, взятых
из различных газет и журналов

1
4
4

3
3

1
1

3

2

1

4

3

1

3

2

1

4

3

1

3

2

1

5

3

2

4

3

1

3

2

1

3

2

1

4
3
3

3
2
2

1
1
1

3

2

1

3

2

1

4

3

1

3
3
4
5

2
2
3
3

1
1
1
2

3

2

1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41
42
43

Интервью-монолог
Коллективное интервью
Интервью-диалог.
Интервью-зарисовка
Анкетирование
Практическая работа. Подготовка интервью.
Анализ работ
Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи»
Путевые заметки. «Его имя знают немногие.
Знакомьтесь: оружейный мастер Базалай»
Конкурс творческих работ «За волшебной
дверью народной традиции»
Подведение итогов конкурса.
Для чего людям знать о тех, кто давно
уже умер (исторические личности)- беседадиспут?
Отчет с комментариями?
Практическая работа. Написание отчета.
Анализ работ
Репортаж. Событийный репортаж
Тематический репортаж
Постановочный репортаж
Практическая работа. Написание репортажа.
Анализ работ
Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ
работ
Экскурсия в редакцию районной газеты.
Встреча с сотрудниками газеты
Телеотчет о встрече.
ИТОГО

3
3
3
3
3
4

2
2
2
2
2
1

1
1
1
1
1
3

4
3

3
2

1
1

3

2

1

4
4

3
3

1
1

4
3

3
2

1
1

3
3
3
3

2
2
2
2

1
1
1
1

4

2

2

2

1

1

3
144

1
96

2
48

Годовой тематический план 2 года обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

Тематика занятий

Количество Теория Практика
часов
4
1
3
Написание
4
2
2

Корреспонденция
Практическая
работа.
корреспонденции. Анализ работ
Статья. Передовая статья
Статья, обобщающая опыт работы
Проблемная статья
Критическая статья
Практическая работа. Написание статьи.
Анализ работ
Обзор печати. Тематический обзор
Общий обзор
Информационный обзор. Учащиеся, чьи имена
украшают стенд БРЦРО «Лучший ученик
года». Беседы за круглым столом
Практическая работа. Подготовка обзора.

3
3
3
4
3

1
1
1
2
1

2
2
2
2
2

3
3
39

1
1
12

2
2
27

3

1

2

12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Анализ работ
Рецензия. Рецензия на литературную тему
Искусствоведческая
тема.
Династия
Мурадовых
мастеров
сценического
искусства.
Практическая работа. Написание рецензии на
телепередачу. Анализ работ
Очерк. Очерк портретного характера
Проблемный очерк
Событийный очерк
Путевой очерк
Практическая работа. Написание очерка.
Анализ работ
Фельетон. Тематический фельетон
Проблемный фельетон
Практическая работа. Написание фельетона.
Анализ работ
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций
(репортажный снимок, репортажный рисунок,
портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт,
интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский
шарж,
юмористический
рисунок,
фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы,
карты, заставки, орнаменты, виньетки,
репродукции)
Обучение практики верстки номеров стенных
газет
Литературное редактирование
Практическая работа. Редактирование текста
Теория и практика литературной правки
Экскурсия в районную типографию
Беседа, «Какие материалы в газетах меня
больше всего интересуют и почему?»
Практическая работа. Редактирование текста
Подготовка
и
проведение
смотра
лингвинистических газет
Час общения «Если бы я был редактором…»
Итоговое занятие. Смотр достижений
ИТОГО

3
4

1
1

2
3

3

1

2

3
3
3
3
4

1
1
1
1
1

2
2
2
2
3

4
3
4

1
1
1

3
2
3

4

2

2

3

1

2

3
4
2
3
3

1
1
1
1
2

2
3
1
2
1

4
3

1
1

3
2

4
2
144

2
1
49

2
1
95

Содержание программы телевизионной детской передачи
«Всевидящее око» первого года (144часа).
Тема 1. Зарисовка
Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку;
- подготовить портретную зарисовку;
- подготовить производственную зарисовку;
- подготовить бытовую зарисовку;
- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.

Тема 2. Интервью
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью:
интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка,
интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.
Тема 3. Заметка
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения.
Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая
оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические,
политематические, хроникальные подборки.
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку
на заданную тему.
Тема 4. Репортаж
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора
события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность,
наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности.
Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в
основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Тема 5. Рецензия
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Грандрецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии.
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.
Тема 6. Корреспонденция.
Информация и аналитика в корреспонденции.
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и
аналитическая корреспонденции.
Практическая работа:
- подготовить информационную корреспонденцию;
- подготовить аналитическую корреспонденцию.
Тема 7. Статья.
Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых
процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи
статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:

- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.
Тема 8. Обозрение
Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.
Тема 9. Обзор
Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.
Тема 10. Комментарий, колонка
Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет.
Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное
отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.
Тема 11. Эксперимент
Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и
"живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.
Тема 12. Очерк. Жанровое разнообразие.
Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами,
языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа:
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.
Организация деловой игры.
Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они
помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют
на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.
Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые
моменты:
1.
Журналистское произведение как тип текста.
2.
Журналистский текст как результат особого рода творчества.
3.
Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и
компетентность журналиста.
4.
Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
5.
Оперативное отражение действительности в журналистике.
6.
Журналистское творчество и культура.
7.
Закономерности журналистского творчества.
8.
Право и этика журналиста.
СТАТЬЯ
Роли сотрудников городской газеты играют:
Корреспондент-учащийся.

Редактор отдела - учащийся.
Ответственный секретарь- учащийся
Главный редактор- учащийся
Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие
написанный дома материал.
Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите
редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как
"работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис,
антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.
Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся,
играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.
2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической
ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?
3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.
4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.
Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему
роль ответственного секретаря.
1. Примите решение по представленному материалу.
2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.
Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся,
играющему роль главного редактора.
1. Дайте оценку материала.
2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.
3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.
Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим
роли сотрудников редакции.
Оценить достоинство и недостатки материала.
Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку
материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.
ОЧЕРК
Роли сотрудников редакции городской газеты играют:
Очеркист - учащийся. Редактор отдела - учащийся.
Ответственный секретарь - учащийся. Главный редактор - учащийся.
Действие первое. Журналист пишет очерк.
Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк.
Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.
Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт,
раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?
Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся,
играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка?
2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?
3. Дайте оценку заголовка.
5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.
Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему
роль ответственного секретаря:
1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли Вы с заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.
Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся,
играющему роль главного редактора:
1. Дайте оценку материала.
2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.
Действие пятое. Материал опубликован (условно).
Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:
Оценить достоинство и недостатки материала.
Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал,
определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.
1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических
средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...),
желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики,
без пробелов в тексте.
Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной
ситуации.
2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени,
проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты.
Погрешность +,- 5 минут считается нормой.
3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать
о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто
обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда
читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно
написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу
представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился.
Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В
АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.
4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек
произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ
ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.
5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук,
гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и
покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
6. "Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это
такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые
ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладкоприторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ,
ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.
7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных
слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬБАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.
Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда
одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.
8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к
ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным
материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать
читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в
журналистском тексте.

9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют
содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку,
хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.
Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".
10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие
три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н.
"желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в
соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель
упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики
издания.
11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии
сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок).
Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких
предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300
слов.
12. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя,
фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого
сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.
13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов),
связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники,
заметки, информации, интервью, репортажа и отчета.
Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.
14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя,
обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального
издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со
сменой ролей.
15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие
фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня
быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы
времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять
примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ
ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение
формулировать общественно значимые проблемы.
16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на
СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение
способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

Содержание программы второго года
(144 часа)
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Решение организационных вопросов, техника безопасности.
ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ.
Формирование представлений о профессии журналиста.
ТЕМА 3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ.
Функции:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

ТЕМА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ.
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
ТЕМА 5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.
ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ.
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности
материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность,
заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог,
интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические,
обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность
аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный,
рецензирующий прессу.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное
восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров:
картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой
повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
ТЕМА 7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного
происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг.
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.
Задание. Подготовить рассказ «Об этом слове хочется рассказать». Доклад «Пословицы и
поговорки. Их использование в журналистике».
ТЕМА 8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
В ТЕКСТЕ.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием
кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и
бессоюзие.
Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических
фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные
стилистические фигуры.
ТЕМА 10. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология.
Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение
объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к
абстрактному.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования,
описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое
происшествие», используя разные типы построения.
ТЕМА 11. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА .
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в
тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении;
знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена,
обоснование).
ТЕМА 12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ,
ЗАМЕТКА.
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость,
полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность,
выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места,
времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информацияобъявление (программа, афиша)
Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.
ТЕМА 13. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ,
РЕЦЕНЗИЯ .
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить,
исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв,
рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на
лучший отзыв.
ТЕМА 14. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ: СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН.
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:
- информационная;
- эстетическая;
- экспрессивная;
- просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Задание. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем.
Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями
очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового
варианта эссе или фельетона.
ТЕМА 15. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ
ЖАНРАХ
Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из
публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.
Презентация собственного. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных
номинациях.
ТЕМА 16. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА.
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат,
видеокамера, компьютер).
Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция»

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности
компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).
Фотоконкурс.
Задание. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ.
Оформление фотовыставок, фоторепортажей.
ТЕМА 17. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
ТЕМА 18. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ. ПЛАГИАТ.
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат.
Составление понятийного словаря.
ТЕМА 19. ЭСТЕТИКА.
Эстетика как философская категория.
ТЕМА 20. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА.
Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое
обеспечение.
ТЕМА 21. МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь?
Выбор названия.
ТЕМА 22. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ.
Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления
читательских запросов и предпочтений. Анкета.
Задание. Провести анкетирование.
ТЕМА 23. КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ?
Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило
перевернутой пирамиды. Юмореска.
ТЕМА 24. ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОС.
«Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр.
Рубрики. Полосы. Первая полоса.
Задание. Составить эскиз первой страницы газеты.
ТЕМА 25. ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ.
Правила:
- точность и проверка информации;
- честность и достоверность;
- ссылка на источник;
- разделение фактов и мнений;
- краткость и ясность.
Способы предупреждения фактические ошибок:
- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии,
географические названия;
- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;
- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах
газеты.
ТЕМА 26. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ.
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие
орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка
источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
ТЕМА 27. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное
правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста.
Правила оформления.
ТЕМА 28. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ?

Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки.
Лид. Функции лида:
- информировать читателя с минимальной потерей времени;
- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.
Задание. Написать лид и придумать 5 заголовков.
ТЕМА 29. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ.
16 основных правил ведения интервью.
Задание. Взять интервью.
ТЕМА 30. ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ.
Этапы выпуска номера газеты:
1. планирование номера газеты (планерка);
2. сбор информации;
3. подготовка материалов, рубрик, полос;
4. подбор иллюстраций;
5. макетирование и верстка номера;
6. редактирование и вычитка, подписание номера;
7. обсуждение номера на летучке.
Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.
ТЕМА 31. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ.
Редактор, его функции и обязанности .редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер.
Корректор.
ТЕМА 32. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В
ГАЗЕТЕ .
Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды,
чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины,
логические задачи. Анаграммы и др.
Алгоритм подбора занимательного материала в газету:
1. определить объем юмористической страницы (количество статей);
2. определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный
материал, статьи;
3. сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение
материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на
сканворды, викторины и т.д.);
4. сдать готовую страницу редактору;
5. в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды,
викторины и др.
ТЕМА 33. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты.
Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление
особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным
дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.
Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката.
Дизайн школьной газеты.
Особенности оформления газеты к празднику.
ТЕМА 34. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА.
Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике.
Знакомство с ПК.
Набор текста и сохранения материала.
Печатание материала, выведение материалов на принтер.
Школьный Интернет – сайт.

Работа на ПК
Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста
Выбор дизайна работы
Редактирование проекта
Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.
ТЕМА 35. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЖУРНАЛИСТ – всевидящее
око».
Деловая игра «Журналист – око народное».
Приглашение на занятие всех желающих.
Выставка наиболее интересных материалов и проектов.
Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».

Необходимая профориентационная информация для будущих
журналистов.
Будущим журналистам надо понимать, что данная профессия – это не
только творчество, но и большая ответственность за каждое написанное и
сказанное слово. Каждый профессиональный журналист должен уметь
доносить объективную информацию до аудитории. Считается, что основная
функция журналистской деятельности – создание информационного канала
между государством и обществом, а также формирование общественного
мнения.
Можно выделить три этапа работы журналиста:
- поиск информации (составляет 90% работы специалиста; способы
получения информации различны, в основном это наблюдение за объектом
исследования, интервью и работа с необходимыми документами);
- обработка информации (включает анализ полученных сведений, проверку
фактов, прояснение возникших вопросов, а также окончательное
формирование материала и ее редакцию);
- обратная связь (журналист должен отслеживать мнение аудитории, а при
возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения
в суде).
Необходимые профессиональные навыки и знания
- умение работать с информацией (находить, изучать, отбирать,
анализировать, сопоставлять и оценивать факты);
- умение в большом объеме информации выделить главное;
- умение находить объяснение фактами;
- умение говорить или писать быстро, грамотно, легко и при этом интересно
и не банально;
- умение обращаться с профессиональными приборами и техникой,
необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.);
- знание Закона о СМИ и умение им пользоваться;
- способность задавать неудобные вопросы и докапываться до сути
проблемы;
- профессиональная этика, тактичность.

Личные качества
- умение выражать свои мысли точно и понятно;
- активное участие в общественной жизни;
- умение быстро переключаться с одной работы на другую;
- умение анализировать события и явления;
- широкий кругозор;
- умение выполнять работу быстро и в срок;
- общительность, обаяние;
- оперативность, настойчивость;
- объективность;
- наблюдательность;
- коммуникабельность, умение работать в команде;
- инициативность;
- работоспособность и трудолюбие;
- выносливость, стрессоустойчивость.
Плюсы и минусы профессии
Минусы:
- работа журналиста связана с большими нервными, эмоциональными,
физическими перегрузками, работой в авральном режиме;
- ненормированный рабочий день.
Плюсы:
- интересная, творческая профессия;
- дает возможность выразить свою точку зрения через тексты и статьи;
- часто наличие свободного графика работы;
- возможность путешествовать, журналистов пускают туда, куда не пускают
простых обывателей;
- встречи и общение со многими известными, талантливыми людьми.

Основная литература
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
2. Основы творческой деятельности журналиста.
Под ред.С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М.,
2000.
Г.Я. Солганик, Т.С.Дроняева «Стилистика современного русского языка и
культура речи», 4-е издание, М., издательский цент «Академия», 2007 год.
В.В.Смирнов «Жанры журналистики», М., издательство « Филолог» 2002
год.
В.А.Ампилов «Современная газета», Минск, издательство «Дока», 2004 год.
А.А.Ивин «История журналистики России», том 1.: «Развитие детской
журналистики», М., издательство «Пресса» , 2005 год.
Г.С. Мельник, А.Н.Тепляшина «Основы творческой деятельности
журналиста»., Санкт-Петербург,2008 год. Издательство «Питер».

Л.И.Сухарева «Журналистика и русский язык», М., 2007 год, издательство
«Айрис Пресс».
Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко «Справочник классного руководителя,
книга для 5-9 классов, 3-е издание, М., 2007 год, издательство «Вако».

Дополнительная литература
1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской
России. М., 1996.
3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993.
303 с.
4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977.
263 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-963-401-73-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».