Тастароплетение Шугаибова Ж.У.

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Тастароплетение» направлена на освоение техники вязания «филе» с помощью
челнока, обучение искусству вышивки по филейной сетке традиционных дагестанских
мотивов, ознакомление с основами шелководства, а также на приобщение к
этнокультурному наследию, на развитие творческих способностей учащихся, умение
создавать творческие проекты.
Плетение - один из древнейших видов искусства, появившийся как способ
изготовления рыболовной сети, а затем перешедший в предмет одежды: шарф, шаль,
треугольный, четырехугольный, скатерть, салфетки, покрывало, занавески на окна,
кофты, юбки, манжеты, воротники.
Данная программа подходит для тех, кто хочет научиться старинному виду
рукоделия – плетению тастара и ознакомиться с историей традиционных ремёсел
Новизна программы заключается в том, что в содержание программы включены
темы, раскрывающие историю развития плетения тастаров в Дагестане, что позволяет
учащимся познакомиться с национальными культурными традициями своей малой
Родины. Кроме этого, в программе предусмотрено знакомство учащихся с
шелководством. Предусмотрено активное участие учащихся в конкурсной и
выставочной деятельности, формирующей активную жизненную позицию ребенка,
понимание значимости собственной творческой деятельности и ее ценности. Плетение
тастаров приносит не только огромное удовольствие, но и дает возможность украсить
себя, приготовить подарки для друзей и близких, создавать неповторимые шедевры.
Считаю педагогически целесообразным возможность позитивно воздействовать на
ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения
данного вида рукоделия. Осваивая содержание программы, учащиеся не только учатся
вязать, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид
рукоделия, развивают художественный вкус, чувство цвета, формы, пропорции,
способности мыслить, фантазировать.
Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей
к языку искусства, приобщение воспитанников к миру прикладного труда,
являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры. В процессе
обучения реализуются следующие задачи:

Обучающие:
- освоить традиционную технику плетения (вязания) с помощью челнока;
- освоить искусство вышивания по филейной сетке;
- овладеть навыками финальной отделки тастара;
- изучить условные обозначения и схемы, используемые в вязании.

Развивающие:
- развить эстетические и творческие способности обучающихся,
- дать понятие о цвете, гармонии.
- познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства,
- развитие у детей фантазии, образного мышления, внимания

Воспитательные:
- сформировать трудовые и эстетические навыки,
- воспитать аккуратность и культуру труда,
- развивать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь и чувство коллективизма,
духовные качества личности.
Отличительные особенности программы:
Программа «Тастроплетение» - авторская. Она стала результатом многолетнего
изучения и освоения автором старинного искусства
плетения
тастаров и
шелководства. Других программ по тастароплетению пока не существует.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Объединение комплектуется из учащихся 7-17 лет, так как возрастные и
психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют
данному виду творчества.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся:
1 год обучения-2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа) с группой 15-17 человек.
2 год обучения-2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часов) с группой 12-15 человек.
3 год обучения-2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часов) с группой 12-15 человек.
Этапы обучения
Первый год обучения - ознакомительная ступень. Простая степень сложности.
Основные задачи: помочь ребенку преодолеть чувство страха перед новым,
неизвестным, неизведанным; дать возможность поверить в себя в свои творческие
возможности; освоить простейшие приемы работы с инструментами; выполнять работы
по образцу.
Второй год обучения - углубленное изучение предмета. На данном этапе
происходит усложнение технологических приемов творчества
Закрепление и развитие технологических навыков, полученных на ранних стадиях.
Третий год. Особенность - это дифференцированное, индивидуальное обучение. В
этой ступени учащиеся могут выбрать одно-два направления, по которому хотели бы
специализироваться. Эта ступень - углубленное изучение предмета. Выполнение
больших объемных изделий, работа над индивидуальными, авторскими проектами,
профориентационная работа.
Чтение схем и выполнение узоров любой сложности, оформление изделий,
моделирование изделий в соответствии с разновидностью вышивки.
Формы и режим занятий
Для успешного выполнения программы используются многообразные формы и
методы работы: коллективные и индивидуальные задания, уроки творчества, урокиконкурсы. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс
обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному. Формы занятий
выбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями
воспитанников.
Основными формами практической деятельности являются групповые занятия. При
изучении теории целесообразно использовать методы рассказа с элементами лекции,
показа, презентации.
Другие формы:
Для младшего возраста- сюжетные занятия, игры (например, «Вяжем сказку»)
Для среднего возраста- экскурсии, тематические вечера, посиделки, конкурсы,
выставки.
Для старшего возраста- создание презентаций, творческие конкурсы, работа с
Интернет-ресурсами, экскурсии.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
«Тастароплетение»
(универсальные учебные действия):
Личностные результаты:
-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному
искусству.
-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе
творческой деятельности.
- формирование и развитие художественного вкуса.

- формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в
процессе создания художественных работ.
-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной
отзывчивости.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
- сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения
разнообразных учебных и творческих задач.
- работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую
(рисунки, схемы, расчеты и др.)
- оценивать возможность ее использования в дальнейшей деятельности.
- анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их
соединения.
-выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме,
сопровождая их правильной речевой характеристикой.
обучающиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в
творческих проектах, конкурсах, выступлениях.
-участвовать в культурно- досуговой деятельности, обогащающей личность,
расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся:
-планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели,
устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения
запланированного результата.
-осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при
необходимости.
-самостоятельно организовывать свое рабочее место.
обучающиеся получат возможность:
-формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в
процессе совместной деятельности.
-действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом имеющихся
условий.
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:
-организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое
сотрудничество и взаимопомощь.
-формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их
излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при
организации своей деятельности и совместной работе.
-проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы,
оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и
пожелания.
учащиеся получат возможность:
-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
приобретенный опыт общения.
Предметные результаты:
После окончания курса первого года обучения, предусмотренного данной
программой, учащиеся должны знать:
-правила безопасного обращения с
приборами, колющими и режущими
инструментами.

- историю декоративно-прикладного искусства, народов нашей республики;
- историю плетения;
- расчет ячеек, соответствующий фасону изделия;
- обозначения условных знаков;
- рассчитывать петли по выбранному узору;
- последовательность вывязывания деталей того или иного изделия.
Учащиеся должны уметь:
- считать схемы изделий и выполнить узор любой сложности;
- основные приемы плетения;
- в процессе прибавок и убавок изменить форму того или иного изделия, согласно
выбранной схеме;
- плести изделия относительно простые по уровню сложности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы
-промежуточная и итоговая аттестация; наблюдение, опрос, анкетирование,
тестирование, индивидуальные задания, творческие задания и проекты,
самостоятельные работы, участие в выставках и конкурсах, итоговая выставка работ.
Система отслеживания и оценивания результатов
В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов
обучения
ребенка
по
дополнительной
общеобразовательной
программе,
промежуточная и итоговая аттестации.
Мониторинг результатов обучения проводится два раза в год (декабрь, май) с
целью отслеживания результативности обучения обучающегося по программе.
Программой предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения. Итоговая
аттестация проводится в конце всего курса обучения по общеразвивающей программе.
Аттестация обучающихся творческих объединений может проводиться
в следующих формах: итоговое занятие, зачет, тестирование, защита творческих
работ, выставочный просмотр, конкурс и др.
При оценке результативности освоения учащимися общеобразовательной
программы учитывается их участие в выставках, конкурсах детского творчества.
Учебный план занятий
1-й год обучения
№
пп
1
2

Содержание программы
День открытых дверей.
Вводное занятие
Материаловедение.
Ознакомление с техникой
безопасности

Всего
часов

Теория

2

2

4

2

2

Практика

Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение

-

Тестирование
Практическая
работа
Наблюдение,
тестирование

3

Основные приемы работы

12

2

10

4

Разновидности плетения

28

4

24

38

4

34

Тестирование,
наблюдение

54

6

48

Практическая
работа

5
6

Плетение плотного
полотна. Плетение мелких
и крупных ячеек.
Плетение изделий разной
формы

7

Конкурсы, экскурсии

4

2

2

8

Итоговое занятие

2

1

1

144

25

119

Итого

1.
2.
3.
4.

5.

6.
7.

8.
9.

1.
2.
3.
4.
5.

№
пп
1
2
3

Групповая
оценка работ
Творческий
отчет

Содержание изучаемого курса
1-й год обучения
День открытых дверей (1 ч.)
Вводное занятие (1 ч.)
Материаловедение. Ознакомление с техникой безопасности (4 ч.)
Основные приемы работы: (12 ч.)
 Приемы работы с челноком.
 Правильная работа рук в работе с челноком
 Наматывание нити на челнок
 Приемы работы со стержнями разной толщины
 Приемы работы со столешницей для держания нити.
 Практика. День учителя (плетение цветка)
Разновидности плетения ячеек. Виды ячеек (28 ч.)
 Простые (7ч)
 Двойные (7ч)
 Удлиненные (7ч)
 Крестиком (7ч)
Плетение плотного полотна. Плетение мелких и крупных ячеек. (38ч.)
Плетение небольших изделий (54 ч.)
 Плетение шарфа (18 ч.) Плетение - 5 ряд.
 Плетение воротника и манжет (12 ч.)
 Плетение юбки (для кукол) (10 ч.)
 Салфетка круглая (14 ч.)
Конкурсы, экскурсии (4ч.)
Конкурс - выставка творческих работ учащихся (2 ч.)
Организационно- массовая работа
День открытых дверей (1 ч.)
День учителя (плетение цветка) (2 ч.)
Экскурсия (2 ч.)
Чаепитие в день 8 марта (2 ч.)
Конкурс - выставка творческих работ учащихся (2 ч.)
Учебный план занятий
2-й год обучения
Содержание программы
День открытых дверей.
Вводное занятие
Материаловедение.
Ознакомление с техникой
безопасности.
Плетение треугольного

Всего
часов

Теория

Практика

Формы
контроля/
аттестации

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Тестирование,
наблюдение

120

4

116

Наблюдение,

тастара

4

Оформление края тастара
(17 рядов).

7

Плетение крестиком (2
ряда).
Конкурс - выставка
творческих работ
учащихся.
Экскурсии, мероприятия

8

Итоговое занятие

5
6

Итого

10

1

9

6

-

6

1

-

1

2

-

2

1

-

1

144

7

137

практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
Практическая
работа
Групповая
оценка работ
Наблюдение
Творческий
отчет

Содержание изучаемого курса
2-й год обучения.
1.
День открытых дверей (2 ч)
2.
Вводное занятие (2 ч)
а) Материаловедение; ознакомление с техникой безопасности (2ч)
б) материаловедение: ознакомление учащихся инструментом и материалом.
Челнок, стержень, нитка, ножницы, вспомогательная нить, иголка, подставка
для плетения.
3. Плетение трехугольного тастара (19 ч)
 Набор петель (1 ряд 200 ячеек)
4. Плетение маленьких ячеек (16 ч)
5. Плетение двойных ячеек крестиком (6 ч)
6. Плетение маленьких ячеек (16 ч)
7. Плетение двойных ячеек крестиком (6 ч)
8. Сбрасывание 1 ячеек в конце (90 ч)
9. Сбрасывание 2 ячеек в конце (8 ч)
10. Сбрасывание 3 ячеек в конце (8 ч)
11. Оформление кроя тастара 17 ряд (24 ч)
12. Плетение крестиком 2 ряда (10 ч).
13. Сбрасывание 2 ячеек (20 рядов)
14. Сбрасывание 3 ячеек (10 рядов)
16. Оформление края тастара (17 рядов)
17. Плетение крестиком (2 ряда)
18. Конкурс - выставка творческих работ учащихся
Организационно-массовая работа.
1. День открытых дверей (2 ч)
2. Посещение кружка вязание крючком (2 ч)
3. Беседа « Уроки доброты»
4. Конкурс - Выставка творческих работ учащихся (4 ч).
5. Конкурс - Выставка творческих работ учащихся (4 ч

Учебный план занятий
3-й год обучения
№
пп
1
2
3

4

Содержание программы
Вводное занятие
День открытых дверей
Материаловедение.
Ознакомление с техникой
безопасности.
Плетение
четырехугольного тастара

7

Основные приемы
вышивки по филейной
сетке
Конкурс - «Выставка
творческих работ
учащихся»
Мероприятия, экскурсии

8

Итоговое занятие

5

6

Итого

Всего
часов

Теория

Практика

1
1

1
-

1

Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение
-

2

1

1

-

112

2

110

25

1

1

-

1

1

-

1

1

1

-

144

5

139

24

Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
Групповая
оценка работ
Наблюдение
Творческий
отчет

Содержание изучаемого курса
3-й год обучения.
1. День открытых дверей. (2 ч)
2. Вводное занятие (2 ч)
Задачи и план работы кружка. Правила поведения в кружке. Организация рабочего
места.
3. Материаловедение (2 ч)
Материалы и оборудование для плетения. Правила техника безопасности труда на
занятиях.
4. Цель и задачи студии. Ознакомиться с годовым планов (2 ч).
5. Плетение четырехугольного тастара (200 ч).
Ознакомить учащихся с техникой флейкой ячеек. Научить детей плетению тастара.
Набор петель (1 ряд, 215 петель)
А) Набор петель (1 ряд, 215 петель)
Б) Набор петель (1 ряд, 215 петель)
Практические занятия.
6. Экскурсия
7. Плетение со сбрасыванием по одной ячейке (215 рядов)
8. Новогодний вечер «Маскарад» (2 ч).
9. Плетение со сбрасыванием по две ячейки каждый раз.
10. Беседа «Уроки добра»
11 .Плетение со сбрасыванием по три ячейки (10 ряд.)
11. Оформление краев тастара с четырех сторон бахромой (18 ч).
12. Основные приемы вышивки: (25 ч.)
1. Вышивка по тюлю Вышивка «Веточка» (2 ч.)

Вышивка «Листочек» (2 ч.)
Вышивка «Бутон» (2 ч.)
Вышивка «Зиг-заг» (2ч.)
Вышивка «Цепь» (2 ч.)
Вышивка «Ромбики» (2 ч.)
Вышивка «Маленький цветочек» (3 ч.)
Вышивка «Двойной ромбик» (3 ч.)

Районный конкурс работ учащихся (2 ч.)
Вышивка «Цветок и бутоны» (3 ч.)
Вышивка «Цепь зигзагообразно» (3ч.)
Вышивка «Большой цветочек» (3 ч.)
Конкурс - «выставка творческих работ
учащихся» (2 ч.)

Организационно - массовое мероприятие.
1. День открытых дверей (2 ч)
2. Конкурс - Выставка творческих работ учащихся (2 ч).
Учебно-тематический план 1 год.
Кол-во
Тема
часов

№

4

Теория
2

Практика
2

День открытых дверей.

1

1

-

Вводное занятие.

1

-

1
1

2

1

12

2

I. Введение
1
2
3

Материаловедение. Ознакомление с техникой
безопасности.
I.Основные приемы работы

4
5

6

10

Приём работы с челноком.

Правильная работа рук в работе с челноком.
Наматывание нити на челнок.

7
8
9

Приём работы со стержнями разной толщины.
Приём работы со столешницей для держания нити.

1
-

1
1

-

1

1

3

-

2

-

2

День учителя. Плетение цветка
III. Разновидности плетения 28 часов.

28

4

24

Плетение простых ячеек

7

1

6

11

Плетение двойных ячеек

7

1

6

12

Плетение удлинённых ячеек

7

1

6

13

Плетение ячеек крестиком

7

1

6

38

4

34

14

2

12

12

2

10

12

2

10

10

IV. Плетение плотного полотна. Плетение
мелких и крупных ячеек
14

В том числе

15

Плетение плотного полотна.
Плетение мелкими ячейками

16

Плетение крупными ячейками

V. Плетение изделий разной формы

54

6

48

17

Плетение шарфа.

18

2

16

18

Плетение воротника и манжет.

12

2

10

10

Плетение юбки для кукол.

10

2

8

12

Салфетка круглая.

14

2

12

4

2

2

2

1

2

1

2

1

1

144

26

118

VI. Конкурсы, экскурсии
13
14

Конкурс - выставка творческих работ учащихся.
Экскурсия
VII. Итоговое занятие
Итого:
Содержание изучаемого курса
1-й год обучения

10. День открытых дверей (1 ч.)
11. Вводное занятие (1 ч.)
12. Материаловедение. Ознакомление с техникой безопасности (4 ч.)
13. Основные приемы работы: (12 ч.)


Приемы работы с челноком.

Правильная работа рук в работе с челноком

Наматывание нити на челнок

Приемы работы со стержнями разной толщины

Приемы работы со столешницей для держания нити.

Практика. День учителя (плетение цветка)
14. Разновидности плетения ячеек. Виды ячеек (28 ч.)
 Простые (7ч)
 Двойные (7ч)
 Удлиненные (7ч)

Крестиком (7ч)
15. Плетение плотного полотна. Плетение мелких и крупных ячеек. (38ч.)
16. Плетение небольших изделий (54 ч.)
 Плетение шарфа (18 ч.) Плетение - 5 ряд.
 Плетение воротника и манжет (12 ч.)
 Плетение юбки (для кукол) (10 ч.)
 Салфетка круглая (14 ч.)
17. Конкурсы, экскурсии (4ч.)
18. Конкурс - выставка творческих работ учащихся (2 ч.)
Организационно- массовая работа
6. День открытых дверей (1 ч.)
7. День учителя (плетение цветка) (2 ч.)
8. Экскурсия (2 ч.)
9. Чаепитие в день 8 марта (2 ч.)
10. Конкурс - выставка творческих работ учащихся (2 ч.)

1
1

Годовой тематический план, 2-й год обучения

№

Тема
I. Введение
1. День открытых дверей
2. Вводное занятие
3. Материаловедение. Ознакомление с
техникой безопасности.

Теория

Практика

Всего

2

2
1

4

-

-

1
1

1
1

1

II.Плетение треугольного тастара

4

116

120

4. Набор петель (1 ряд - 200 ячеек).
5. Плетение маленьких ячеек (5 рядов).

1

6

7

-

10
4

10
6
._
10

2

6. Плетение двойных ячеек крестиком (1
ряд).
7. Плетение маленьких ячеек (5 рядов).
8. Плетение двойных ячеек крестиком (1
ряд).
9. Сбрасывание 1 ячейки в конце (170
рядов).
10. Сбрасывание 2 ячеек (20 рядов).

-

10

1

4

1

69

-

6

11. Сбрасывание 3 ячеек (10 рядов).

-

6
6

III. Оформление края тастара

1

9

10

12. Плетение края тастара. (17 рядов).

1

9

10

-

6

6

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

1

-

1

1

-

1

9

135

144

13. Плетение крестиком (2 ряда).
IV.Конкурс - выставка творческих
работ учащихся.
1 Участие на муниципальном конкурсе
4 творческих работ учащихся.
V. Экскурсии, мероприятия
1 Экскурсия, сбор листьев тутовника для
5 тутового шелкопряда
VI. Итоговое занятие
1 Итоговое занятие. Подведение итогов,
6 анкетирование, групповая оценка работ
Итого:

5
70

6

Прогнозируемый результат 2 года обучения
После окончания курса второго года обучения,
предусмотренного данной программой, учащиеся
должны знать и уметь:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

 Технологию плетения треугольного тастара;
Технику выполнения филейной (челночной) сетки;
Составление симметрии узора;
Моделирование тастара;
Рассчитывать петли по выбранному тастару;
Нормы расхода треугольного тастара;
Обработку и хранение изделия.
Работать с челноком;
Плести по технике филейной сетки;
Моделировать изделие в соответствии с набором петель;
Выполнять узоры любой сложности и модели;
Оформлять края тастара.
Учебный план занятий
3-й год обучения
№
пп

Содержание программы

Всего часов

Теория

I.Введение
Вводное занятие. День открытых дверей
История шелководства в Дагестане
Материаловедение. Ознакомление с
техникой безопасности.
II. Плетение четырехугольного тастара

4
1
1
2

2
1
1
1

Практик
а
2
1

112

5

107

4

Набор петель (1 ряд 215 петель)

8

1

7

5

Плетение со сбрасыванием 1 ячеек (215
рядов)

86

1

85

6

Плетение со сбрасыванием 2 ячеек

8

1

7

7

Плетение со сбрасыванием 3 ячеек (10
рядов)
Оформление краев тастара с четырех
сторон

6

1

5

4

1

3

25
2
2

6
1
-

19
1
2

2

-

2

12

Вышивка «Бутон»
Вышивка «Зиг-заг»

2

-

2

13

Вышивка «Цепь»

2

-

2

14

Вышивка «Ромбики»

2

-

2

1
2
3

8

9
10
11

III. Основные приемы вышивки по
филейной сетке:
Вышивка «Веточка»
Вышивка «Листочек»

15

Вышивка «Маленький цветочек»

3

1

2

16

Вышивка «Двойной ромбик»

3

1

2

17

Вышивка «Цветок и бутоны»

3

1

2

18

Вышивка «Цепь зигзагообразно»

3

1

2

3

1

2

1

-

1

1

-

1

1
1
1
1
144

-

1
1
1
1

19

20

21
22

Вышивка «Большой цветочек»
IV. Конкурс - «Выставка творческих
работ учащихся»
Конкурс - «Выставка творческих работ
учащихся»
V. Мероприятия, экскурсии
Мероприятия, экскурсии
VI. Итоговое занятие
Итоговое занятие. Творческий отчёт.

Прогнозируемый результат 3 год
После окончания курса третьего года обучения,
предусмотренного данной программой, учащиеся
должны знать и уметь:
 технологию выполнения четырехугольного тастара;
 приемы вышивки по филейной сетке;
 уметь выполнять основные мотивы традиционной вышивки;
• Технику выполнения филeйной(челночной) сетки;
• Составление симметрии узора;
• Моделирование тастара;
• Рассчитывать петли по выбранному тастару;
• Нормы расхода четырехугольного тастара;
• Обработку и хранение изделия;
• Работать с челноком;
• Моделировать изделие в соответствии с набором петель;
• Выполнять узоры любой сложности и модели;
• Оформлять края тастара
Рекомендуемая литература
1.Гаджиева С.Ш. / Одежда народов Дагестана/ Москва "Наука", 1981г.
2. Студенецкая Е.Н. /Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв./, "Наука", Москва, 1989 г
3./Энциклопедия женских рукоделий/. Ташкент.переиздано1991г
4.Злотин А.З. /Занимательное шелководство/ Киев 1973г.
5.Шелк. Бюллетень научно-технической информации. Институт научно технической информации и
пропаганды. Ташкент 1961г. выпуск 4; выпуск 2, 1981г
6.Краткие указания по шелководству/ Дагестанская республиканская контора по шелководству.
Дагестанское книжное издательство. Махачкала 1972
7.Методическое пособие по созданию при центрах традиционной культуры народов России
мастерских (домов ремесел) народных художественных промыслов и ремесел. Брошюра Министерства
культуры республики Дагестан республиканский дом народного творчества. Издано Махачкала , 2014
8.Инкубация грены(методические рекомендации) управление шелководства при МСХ РСФСР.
Ставрополь 1986г
9.Н. А. Тазова: «Ручное филейное плетение и филейно—гипюровая вышивка»
10. Н.В Миронова. «О шелкоткацком и хлопкоткацком промыслах равнинного и предгорного
Дагестана в XIX веке» 2010г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-963-401-73-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».