Резьба по дереву Камилова Р.А.

Пояснительная записка
Направленность программы «Резьба по дереву»:
 по содержанию является – художественно-эстетическая;
 по функциональному предназначению — прикладная;
 по форме организации — индивидуальная, групповая;
 по времени реализации — трехгодичная.
Пройдя полный курс программы обучающиеся получают определѐнные знания и
умения, которые, безусловно, увеличивают их профессиональные способности,
которые в будущем помогут, более уверено определится с направлением начала своей
профессиональной деятельности.
Основные критерии определения уровня прохождения программы –
участие в выставках школы, района, области.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время огромное
количество молодых людей школьного возраста увлекаются компьютерными играми и
проводит много времени за компьютерами. Это сказывается, на их общем
всестороннем развитии. Они становятся более замкнутыми, им тяжело находить общий
язык со своими сверстниками, они более раздражительны. Дети живут в каком-то своем
выдуманном мире, не зная как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать
своими руками. Другая категория современных детей предоставлена сама себе, уходит
на улицы, в подъезды и основное их занятие направлено на разрушение, а не на
созидание.
На своем кружке я пытаюсь расширить интересы детей, переключить их
внимание на другие сферы деятельности, создаю условия для развития, увлекая
различными видами деятельности при изготовлении изделий декоративно-прикладного
назначения. Тем самым появляется мотивация к познанию и творчеству,
обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия
для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации. Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем
в современном обществе.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает
у них интерес, к новым видам деятельности, расширяя их жизненный кругозор.
Обучение проводится индивидуально или в малых группах в зависимости от возраста и
возможностей детей.
Также индивидуально определяется сложность изготовления. На протяжении
всего процесса обучения проводится контроль выполнения заданий и необходимая
корректировка. Для успешного усвоения программы имеется необходимое
оборудование инструменты, литература.
Цель программы: развитие мотивации детей к познанию и творчеству,
содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их
адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Образовательные: обучение практическим навыкам и умению работать с
различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных
материалов; обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.
2. Развивающие: способствовать развитию у детей задатков и способностей в
области
конструирования,
творческого
мышления;
развивать творческую активность и общую культуру ребенка.
3. Воспитательные: воспитание творческой личности, способной адаптироваться
в современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и
понимать красоту труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви
к своей Родине; применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.

Особенности программы заключаются в том, что она знакомит детей с одним из
самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества в таком
диапазоне, что они изучают техники выполнения различных видов резьбы начиная с
простой, и в дальнейшем, приобретенные ими навыки и умения, помогают легче
освоить более сложные виды резьбы, пробовать их комбинировать, используя все
большее количества инструмента. При изготовлении деталей изделий, используются
токарные виды обработки, выходящие за рамки изучения школьной программы.
Каждый ребенок может выбрать себе занятие по своему вкусу и способностям.
Основной формой организации деятельности детей является выполнение практических
работ, ведь при выполнении именно практических заданий достигаете максимальное
усвоение необходимых практических знаний и умений.
Сроки реализации образовательной программы – три года. Объем программы –
144 часа в год (4 часа в неделю). Предлагаемая программа рассчитана на детей 12-16
лет (5-11 классы).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа на базе
комбинированной школьной мастерской образовательного учреждения.
Первый год обучения обучающиеся знакомятся с наиболее простыми видами
резьбы по дереву: геометрической. Этот вид резьбы не требует сложных инструментов.
Резную композицию практически можно выполнить одним резцом на любой из пород
древесины.
Несмотря на простоту исполнения геометрической резьбы, резные работы
обладают высокими эстетическими качествами и позволяют обучающимся приобрести
определенные умения и навыки.
Кроме того обучающиеся получают общее представление о флористике, учатся
собирать материал, выполнять его предварительную обработку: зачистку, шлифовку,
выполнять простейшие поделки без изменения фактуры материала.
На втором году обучения обучающиеся знакомятся с разновидностями
плосковыемчатой резьбы – скобчатой и контурной, а также с более сложным видом
резьбы: плоскорельефной и ее разновидности.
На третьем году – с глухой и ажурной резьбой .
Организационно-методическое обеспечение программы.
На базе кружка создано детское объединение, основанное на принципах
самоуправления и самоопределения. Внутри объединения путем выборов избирается
староста, заместитель старосты, а также консультанты. Разрабатывается график
дежурства. В основе создания творческого объединения детей лежит идея
социально-педагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для
наибольшей результативности обучения к работе активно привлекаются родители,
которые оказывают как моральную, материальную так и психологическую
поддержку обучающихся.
Реализация программы предполагает применение различных форм и методов
работы. В процессе реализации данной программы предусмотрено использование
следующих методов:
1. Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, пояснение, чертежи,
образцы).
2. Репродуктивный (воспроизведение).
3. Проблемно-поисковый.
4. Анкетирование (проводится с целью выявления отношений обучающихся к
занятиям объединения резьбы по дереву).
5. Тестирование (проводится с целью выявления: склонностей обучающихся к
художественной деятельности; статуса ученика в группе и в классе; самооценки;
мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации).
6.Экскурсия (по селу и предприятиям деревообработки).

Принципы обучения:
1. Доступность.
2. Системность и последовательность. Связь теоретических знаний с
практической деятельностью.
3. Перспективность, нацеленность на конечный результат.
4. Наглядности (использование образцов, фото, иллюстраций, таблиц, схем и
т.п.).
5. Развивающего обучения (поддерживать активность, заинтересованность,
давать свободу выбора творческой деятельности).
Методика оценки полученных знаний и результатов.
За период обучения в объединении обучающиеся получают определенный объем
знаний и умений, которые проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится
промежуточный контроль – участие выставках школьников художественноэстетического цикла, сдача зачетов. Руководитель подводит итог всей учебновоспитательной работы, делает анализ достижений детей.
Текущий контроль полученных знаний, умений и навыков предлагается
осуществлять в форме коллективного обсуждения работ.
В конце каждого года обучения планируется проведение итоговой выставки
работ по декоративно-прикладному творчеству.
Изделия ребят могут иметь общественно полезную направленность и находить
применение в оформлении школы, дома и т.д.
Основной задачей курса «Резьба по дереву» является развитие творческих
способностей воспитанников, формирование художественно-эстетического вкуса,
развитие у них определенных навыков и умений.
Задача руководителя кружка – познакомить воспитанников с наследием
художественной обработки дерева в каждом районе промысла, привить любовь к
традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по
дереву и умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного
художественного промысла; способствовать созданию атмосферы психологического
комфорта, защищенности, уверенности и развивающего обучения; условий для
творческого труда, сотрудничества, социальной адаптации, экономической поддержки
учащихся.
Программа курса «Резьба по дереву кружке. предусматривает решение
комплекса задач обучения и воспитания, включает в себя разнообразную деятельность,
в том числе и подготовку ребенку к взрослой жизни.
В кружок принимаются школьники с 5 по 11 класс. Форма занятий – групповая и
индивидуальная.
Помещение, где проводятся занятия, должно отвечать условиям, необходимым
для организации трудовой деятельности учащихся. Создание творческой обстановки во
многом способствует его оформление. Поэтому в помещении, где проводятся занятия
кружка, рекомендуется разместить постоянную выставку, посвященную различным
направлениям декоративно-прикладного искусства и выставку лучших работ
кружковцев. Для проведения занятий в кружке требуется следующее оборудование:
 верстак (рабочий стол) должен быть прочным, устойчивым, обеспечивать
надежное крепление заготовок во время работы
 резаки (ножи);
 стамески (прямые, косячки, отлогие, полукруглые);
 вспомогательные инструменты (клещи, киянки, молоток, чеканы, отвертки,
дрель, лобзик, набор столярных инструментов);
 наждачная бумага;
 морилка, лак.

Для выполнения изделий резьбы по дереву требуется древесина. Липа – является
лучшим материалом для резьбы любого вида.
Для занятий следует обязательно использовать наглядные пособия, готовые
резные панно и репродукции.
Необходимо строго соблюдать правила безопасности труда.
Особенность
данной программы заключается в том, что дети получают и
закрепляют знания и умения не путем механической обработки различных приемов
резьбы, а реализуют принцип «делай как я», т.е. то, что показывает педагог в процессе
изготовления индивидуальной творческой работы (небольшого резного панно), в
котором педагог дает идею и показывает приемы резьбы, а воспитанник
самостоятельно выбирает композицию. Т.е. уже на самом начальном этапе обучения
ученик включается в творческий процесс, постепенно поднимаясь на более высокий
уровень.
Программа предусматривает применение педагогических принципов в работе:
дифференцированный подход к образованию ребенка, ориентация на его личность и
развитие природных качеств, учет индивидуальных возможностей и особенностей,
положения ребенка в семье, гимназии, поощрение творчества, достижение качества,
самостоятельного поиска художественного решения в выполнении резьбы по дереву, и,
конечно, уважение личности ребенка.
Программа предполагает развитие познавательного интереса детей, расширение
их информированности, обогащение навыками общения. На данном этапе необходима
работа по формированию коллектива. Обучение включает в себя не просто изучение
самых простых методов резьбы, а одновременно, во время обучения ребенок создает
небольшое резное панно, составляет свою композицию. На занятиях используются
наглядные пособия.
учащиеся должны — знать:
историю возникновения и развития художественной резьбы по дереву;
строение дерева, основные свойства древесины, пороках древесины;
свойства различных древесных пород;
определение влажности, сушки древесины;
основные и вспомогательные инструменты;
правила техники безопасности.
— уметь:
правильно пользоваться рабочим местом и инструментами;
делать зарисовки с образцов;
экономить материал, использовать бросовый материал;
разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе
местных традиций народного искусства;
владеть техническими приемами контурной, геометрической, скобчатой или ногтевой
и плоскорельефной резьбы по дереву в традициях местного художественного
промысла;
выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
выполнить итоговую работу.
Результатом образовательного процесса первого года обучения является:
интерес к резьбе по дереву;
приобретение необходимых для занятий личных качеств: терпения, старания,
эстетического вкуса, фантазии;
желание ребят помогать друг другу, радоваться успеху других;
заинтересованность родителей в продолжении занятий ребенка в кружке.

1. Вводное занятие.
Резьба по дереву – один из древнейших видов декоративно-прикладного
искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву Дагестана.
2. Основные сведения о древесине.
Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Понятие
физических и механических свойств древесины. Строение дерева. Пороки древесины.
Свойства различных древесных пород. Обработка древесины.
3. Контурная резьба
Контурная резьба – разновидность геометрической резьбы. Применение контурной
резьбы. Виды стамесок применяемых при контурной резьбе. Выбор несложного
рисунка. Техника контурной резьбы. Шлифовка, покрытие морилкой и лаком учебных
работ.
4. Геометрическая резьба.
Основные элементы геометрической резьбы. Стамески, применяемые при
геометрической резьбе. Узоры трехгранно-выемочной резьбы: треугольники, цепочка,
витейка, змейка, сколышки, чешуйки, елочка, квадраты, соты, звездочки, лесенка,
куличики, ромбы, «сияния». Приемы резьбы равнобедренных треугольников, узор
«трехстороннее сияние со срезкой», узор «розетка с сиянием», узор «трехгранновыемчатое четырехстороннее сияние». Шлифовка, покрытие лаком
5. Скобчатая резьба.
Скобчатая или ногтевидная резьба – разновидность геометрической резьбы.
Виды стамесок для скобчатой резьбы. «Ноготки» вдоль слоя. «Ноготки» поперек слоя.
Выбор несложного рисунка. Обработка готового изделия (шлифовка, покрытие
морилкой и лаком).
6. Плоскорельефная резьба.
Техника плоскорельефной резьбы предусматривает композиции с растительным
орнаментом, изображениями птиц, животных и человека. Виды стамесок для
плоскорельефной резьбы. Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром.
Плоскорельефная резьба с подушечным фоном. Плоскорельефная резьба с подборным
фоном. Выбор несложного рисунка. Обработка готовых работ
7. Создание несложных композиций с использованием всех изученных видов
резьбы.
Создание эскизов, рисунков. Умение компоновать рисунок. Перенос его на
деревянную заготовку. Определение основных этапов резьбы по данному эскизу.
Отделка готовых изделий: тщательная шлифовка; покрытие морилкой, опять
шлифовка; покрытие лаком; оформление работы в рамку.
8. Итоговое занятие.
Разбор ошибок. Способы, замечания, советы, пожелания.
9. Экскурсии, участие в выставках.
Посещение музея народного творчества, картинной галереи. Отбор лучших
работ на городские и областные выставки. Участие всех детей в школьных выставках.
Учебно-тематический план (I год обучения)
№
п/п
1
2
3

Раздел, тема
Вводное занятие. Экскурсия в местный краеведческий
музей.
Основные сведения о древесине и ее свойствах.
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.
Инструменты для резьбы по дереву. Виды ножей

Кол-во часов
всего теорет. практ.
2
2
2
8

2
2
2

6

4

5

5

6

7

Ознакомление с оборудованием и инструментами резьбы по
дереву.
Подготовка инструментов к работе
Подготовка рабочего места
Знакомство с художественными и техническими приемами
контурной резьбы по дереву.
Беседа об искусстве, показ иллюстрации
Подготовка инструментов
к работе подготовка
рабочего
места. Подготовка рисунка ,перевод рисунка на
дерево
Приемы резьбы
Моделирование деталей резьбы
Проработка деталей и фона
Создание несложных композиций узоров геометрической
резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия
из дерева.
Элементы геометрической резьбы
Инструменты, применяемые при геометрической резьбе.
Подготовка рисунка для геометрической резьбы
Перевод рисунка на дерево
Приемы резьбы. Техника безопасности
Посещение местных мастеров
Приемы резьбы
Шлифовка полировка лакировка
Выполнение узоров скобчатой резьбы на изделиях из дерева.
Виды стамесок
Выбор рисунка
Перевод рисунка на дерево
Приемы резьбы. Техника безопасности.
Посещение местных мастеров
Приемы резьбы
Обработка изделия- шлифовка полировка лакировка
Выполнение композиций по мотивам плоскорельефной
резьбы в материале.
Элементы плоско- рельефной резьбы
Подготовка рисунка
Перевод рисунка на дерево
Приемы резьбы Техника безопасности
Посещение местных мастеров
Приемы резьбы. Техника безопасности
Отделочные работы----Шлифовка полировка лакировка
Отделка готовых изделий.
Заключительное занятие.
Разбор ошибок советы, пожелания.
Организационно-массовые мероприятия
Подведение итогов награждение лучших учеников
Подготовка к выставке отбор лучших работ
Организация выставки
Посещение музея. Выставка работ.
итого

2

16

2

2
2
14

2
2

34

2

8
2
2
32

2
2

24

2
2

2
12
2
12
2
22
2
2
12
2
2
2
50

50

2
2
2
12
2
28
2
2

2
2
10

-

144

12

10
2
2
2
2
132

Содержание курса
I год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву,
художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий
с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством
резчиков по дереву народов России.
Тема 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах.
Знакомство с природной текстуры древесины (срез в трех направлениях). Значение
расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы.
Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки
древесины. Влажность и сушка.
Тема 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для
резьбы по дереву.
Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых
работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами
их пользования.
Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением.
Изучение правил по технике безопасности. Выбор инструмента для различных видов
резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе
с инструментом.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами контурной
резьбы по дереву.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической
резьбой. Демонстрация образцов народного искусства.
Практическая работа. Начальные приемы геометрической резьбы.
Приемы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приемы резьбы «сетки». Приемы
резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приемов на дощечках.
Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из видов
геометрической резьбы – трехгранно-выемчатая резьба. Ее художественные и
технические приемы. Элементы трехгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок,
треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, элементы «сияние», ромб).
Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трехстороннее сияние» со
срезкой, узор «розетка с сиянием». Приемы резьбы узора и трехгранно-выемчатое
«четырехстороннее
сияние».
Выполнение
узоров
«клинчик»,
«змейка»,
«витейка»,«бусы», «елочка»,» «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки»,
«кубики», «решетка». Создание на дощечках вариантов узоров, образуемых из
технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности
при работе с режущими инструментами.
Тема 5. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге
и перевод созданных рисунков на изделия из дерева.
Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников
окон, в украшении бытовой утвари.
Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления
разделочной доски, крышки, коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического
орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной
бумаги, карандаша.
Тема 6. Выполнение узоров скобчатой резьбы на изделиях из дерева.
Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы
орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.
Тема 7. Выполнение композиций по мотивам плоскорельефной резьбы в материале.

Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на
уроках технологии обучающимися.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической
резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 8.Отделка готовых изделий.
Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой:
шлифование, морение или травление, лакирование, полирование.
Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных художественных
изделий.
Тема 9.Заключительное занятие. Обсуждение с учащимися успешности освоения
всех видов пройденных резьб резьб. Демонстрация выполненных работ. Выставка
работ.
№
п/п

1
2

3

4

5

6

Учебно-тематический план (II год обучения)
Раздел, тема

Вводное занятие.
Копирование образцов народной резьбы по дереву.
Демонстрация изделий резьбы. Композиция
Рисование орнамента с образцов
Работа красками
Создание собственных композиций резьбы по дереву в
технике скобчатой и контурной резьбы.
Элементы контурной и скобчатой резьбы
Зарисовки элементов контурной и скобчатой резьбы
Создание композиции контурной резьбы
Создание композиции скобчатой резьбы
Выполнение созданных изделий в материале.
Подготовка инструментов к работе
Подготовка деревянной поверхности
Перевод рисунка на дерево при помощи кальки
Техника безопасности при работе с инструментами
Выполнение скобчатой резьбы
Подготовка заготовки для контурной резьбы
Перевод рисунка
Техника безопасности
Выполнение контурной резьбы
Отделка изделия
Знакомство с художественными и техническими приемами
плоскорельефной резьбы по дереву.
Демонстрация изделий с применением плоскорельефной
резьбы
Создание композиции
Резьба по дереву
Подготовка поверхности
Перевод рисунка
Вырезание фрагмента линейного растительногоорнамента в низком плоском рельефе.
Образцы с применением линейного растительного

Количество
часов
всего теорет практ
.
.
2
2
8
2
6
2
2
2
2
14
2
12
2

24

4

2
2
4
4
24
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
28

2

2

2

2

6
16
2
2
32

2

2

2

2

32

34

7

орнамента
Рисование элементов растительного орнамента
Создание композиции растительного орнамента
Подготовка поверхности
Перевод рисунка Приемы резьбы
Приемы резьбы растительного орнамента
Посещение местных мастеров
Приемы резьбы
Отделка изделия---шлифовка полировка лакировка
Оформление поверхности простых листьев насечками.
Демонстрация образцов с насечкам
Создание композиции
Подготовка поверхности
Перевод рисунка при помощи кальки
Резьба листьев
Насечка на поверхности листьев
Насечка на поверхности
листьев
Отделка изделия
Организация выставки работ обучающихся.
Организационно-массовые мероприятия
Посещение музея
Подведение итогов
Итого

26

2
2

2
2

-

144

16

2
2
2
2
2
2
16
2
24
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
1
1
128

Содержание курса
II год обучения
Тема 1 . Вводное занятие.
Беседа с обучающимися о произведениях народного творчества в стиле резьбы по
дереву. Зарисовка обучающимися образцов изделий резьбы по дереву. Различные виды
зарисовок: быстрый набросок и длительная проработка. Материалы, используемые при
создании зарисовок.
Тема 2. Копирование образцов народной резьбы по дереву.
Постановка перед обучающимися разных задач при копировании народных образцов
орнаментов. Образцы для копирования геометрической резьбы средней сложности на
бытовых предметах.
Практическая работа. Выполнение зарисовок с народных образцов.
Тема 3. Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике скобчатой и
контурной резьбы.
На основе зарисовок узоров геометрической резьбы обучающиеся разрабатывают
эскизы собственных композиций типа «сияние», «розетки» для оформления
декоративных панно, шкатулок и коробок разных форм и размеров.
Практическая работа. Выполнение эскизов композиций типа «сияние», «розетка» для
оформления панно, шкатулок и коробок карандашом на бумаге.
Тема 4. Выполнение созданных изделий в материале.
Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, полученные в школе на
уроках технологии и изготовленных на кружке: разделочные доски, крышки шкатулок,
доски декоративного панно.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы.
Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 5. Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной
резьбы по дереву.

Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заовалеными
контуром, с подушечным и подобранным фоном.
Современное направление резьбы по дереву. История возникновения промысла.
Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины
и инструментов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и
резьбы с подушечным фоном.
Практическая работа. Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на дощечках узора
«розетка» в технике заоваленого контура. Правила техники безопасности при работе с
режущими инструментами.
Тема 6. Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе. Резьба по
дереву с растительными элементами.
Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе.
Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приемы удержания ножа
и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении
срезов.
Практическая работа. Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на учебную
доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске.
Тема 7. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском
рельефе.
Резьба рельефная, «плетенка», «косичка», «чередующая плетенка». Заточка и правка
инструмента. Правила положения стамески. Правила безопасной работы.
Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика по дереву.
Практическая работа. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в
низком плоском рельефе.
Тема 8. Оформление поверхности простых листьев и с насечками.
Технология выполнения простых листьев и насечки на поверхности листьев. Ошибки
при выполнении насечки.
Практическое занятие. Выполнение простых листьев и насечки на поверхности
листьев.
Тема 9. Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной
резьбы и реализация их в материале.
Показать обучающимся изделия, выполненные в технике плоскорельефной резьбы по
дереву (лучшие образцы, фотографии). Анализ композиционных решений, показанных
образцов.
Практическая работа. Копирование готовых рисунков, эскизов композиций
плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративные панно,
блюда, коробочки, шкатулки и т.д. Выполнение в материале разработанных
композиций.
Тема 10. Организация выставки работ обучающихся.
Показ иллюстраций, фотографий с изображениями различных экспозиций
произведений декоративно-прикладного искусства на выставках. Обсуждение с
обучающимися вариантов экспозиции выставки учебных работ в школе.

Учебно-тематический план (III год обучения)
№
Раздел, тема
п/п
1 Вводное занятие. Беседа
об
искусстве
иллюстраций

Показ

Количество часов
всего
теорет. практ.
2
2

2

3

Зарисовка узоров глухой и ажурной резьбы.
Знакомство с узорами глухой резьбы
Зарисовки элементов с иллюстраций
Знакомство с узорами ажурной резьбы
Зарисовки элементов с иллюстраций
Знакомство с художественными и технически-ми приемами
глухой резьбы по дереву и осно-вами токарного дела.
Инструменты

8

26

2

8
2
2
2
2
24

для выполнения глухой резьбы по дереву
2

4

5

6

7

Перевод рисунка на дерево
Приемы выполнения глухой резьбы
Правила техники безопасности при работе
Последовательность
выполнения технических приемов
глухой резьбы
Приемы глухой резьбы по дереву
Отработка приемов резьбы
Знакомство с художественными и техническими приемами
ажурной резьбы по дереву.
Ознакомление с ажурной резьбой, показ иллюстраций
Зарисовки орнаментов ажурной резьбы
Перевод рисунка на дерево
Подготовка инструментов и рабочего места
Техника безопасности
Приемы а резьбы по дереву
Последовательность
выполнения ажурной резьбы
Последовательность резьбы
Создание композиций по мотивам глухой и ажурной резьбы
по дереву и выполнение
Создание орнаментов собственных композиций глухой и
ажурной резьбы
Подготовка инструментов к работе
Технические приемы резьбы
Последовательность изготовления изделий по эскизам
Техника безопасности. Изготовление изделия
Шлифование полирование
Лакироваие
Рельефная резьба
Иллюстрации с рельефной резьбой
Создание композиции с рельефной резьбой
Подготовка инструментов и рабочего места
Техника безопасности
Приемы рельефной резьбы
Приемы резьбы
Лакирование
Полирование
Скульптурная резьба
Создание композиции с рельефной резьбой
Подготовка материала
Подготовка инструментов к работе
Техника безопасности

2
4
2
2

24

2

4
10
22

2

28

2

2
2
2
2
2
2
10
26
2

38

24

2

2
2
2
14
2
2
38
2
2
2
2
2
24
2
2
22

Приемы работы
Выполнение работы
Организация итоговой выставки работ учащихся

8
2

Содержание курса
III год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа об искусстве глухой резьбы по дереву. Показ иллюстраций и фотографий с
изображением образцов глухой резьбы, используемой в оформлении речных судов,
домов, ворот и т.д. Рассказ об искусстве ажурной резьбы по дереву. Художественные и
технические особенности глухой и ажурной резьбы по дереву.
Тема 2. Зарисовка узоров глухой и ажурной резьбы.
Знакомство обучающихся с сохранившимися узорами глухой и ажурной резьбы в
оформлении домов. Выбор наиболее выразительных мотивов резьбы для копирования.
Объяснение обучающимся заданий по созданию зарисовок орнаментов резьбы.
Подготовка изобразительных средств для зарисовки.
Практическая работа. Опыт создания зарисовок используется обучающимися в
рисовании элементов резного декора с иллюстраций и фотографий.
Тема 3. Знакомство с художественными и техническими приемами глухой резьбы
по дереву и основами токарного дела.
Художественные и технические особенности приемов глухой резьбы. Орнамент
глухой резьбы по дереву. Инструменты, необходимые для выполнения работ в технике
глухой резьбы по дереву.
Практическая работа. Последовательность выполнения технических приемов
глухой резьбы. Знакомство с основами токарного дела. Правила техники безопасности
при работе на токарном станке.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами ажурной
резьбы по дереву.
Художественные и технические особенности приемов ажурной резьбы по дереву.
Орнамент ажурной резьбы по дереву. Инструменты необходимые для выполнения
ажурной резьбы.
Практическая работа. Последовательность выполнения технических приемов
ажурной резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами,
используемыми при выполнении ажурной резьбы.
Тема 5. Создание композиций по мотивам глухой и ажурной резьбы по дереву и
выполнение созданных композиций в материале.
Обсуждение с обучающимися выполненных ими зарисовок с народных образцов по
иллюстрациям и фотографиям узоров глухой и ажурной резьбы. Создание на основе
зарисовок и выполненных в материале технических приемов глухой и ажурной резьбы
собственных композиций.
Практическая работа. На основе зарисовок обучающиеся создают собственные
композиции орнаментов в технике глухой и ажурной резьбы по дереву. Эскизы
композиции резьбы разрабатываются с учетом выполнения изделия для оформления
резьбой или изготавливаются столярные изделия по сделанным эскизам и зарисовкам.
Тема 6.Организация выставки работ обучающихся.
Обсуждение работ, отобранных на выставку, разработка плана экспозиции.
Практическая работа. Организация выставки работ обучающихся в помещении
школы

Прогнозируемые результаты:
В результате прохождения обучающимися трехлетнего курса программы
«Резьба по дереву» можно прогнозировать следующее:
- обучающиеся смогут овладеть навыками и приемами резьбы по дереву;
- будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной
деятельности;
- повысится статус ребенка в классе и в группе;
- должно быть сформировано умение планировать свою работу;
- развить творческое воображение, эстетический вкус обучающихся;
- дети смогут ориентироваться в выборе профессии;
- будут заложены основы для самовоспитания личности.
Литература
1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы. Культура
быта. Под ред. О.С. Молотобаровой, - М.: Просвещение, 1986.
2. Левин И.В. Резьба по дереву, - «КОИЗ», 1957.
3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М., 1972.
4. Программа профтехобразования: раздел «Декоративно – прикладное искусство» , М., 1986.
5. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974.
6. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972.
7. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. 2-е изд. – М., 1986.
8.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976.
9.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба - М.: Нива России, 1996


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-963-401-73-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».