Мы вяжем мягкую игрушку Ихлазова Д.А.

Пояснительная записка
Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного
творчества. Это старинный, но не потерявший своей актуальности и сегодня вид
рукоделия. Клубок ниток и крючок таят в себе неограниченные возможности для
творческого труда. Занятие вязанием вызывает у детей положительные чувства и
эмоции, формирует манеру поведения и общения. Вязание крючком через
созидательную, эстетически значимую творческую деятельность вносит свою лепту в
духовное развитие ребёнка, пробуждает первые яркие впечатления и представления о
русской культуре, народных традициях, способствует воспитанию чувства
прекрасного.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа разработана для учреждений
дополнительного образования детей. По направленности программа – художественная,
по функциональному назначению – прикладная. Для разработки программы
использованы методические рекомендации по обучению детей современному,
классическому и народному стилю вязания крючком, обобщён личный опыт
проведения занятий. Программа интегрируется со школьным курсом «Технология» и
способствует приобщению детей к народной культуре и традициям.
Новизна программы
Программа включает в себя знакомство с народными промыслами, традициями,
праздниками, даёт возможность реализовать свои фантазии и планы, задуматься о
будущей профессии. Дети отрабатывают практические навыки на образцах вязания и
на готовых изделиях, полезных и необходимых в быту: подарки, вещи для украшения
интерьера, одежда для себя и близких. Новизна программы в том, что все изделия
подобраны с учётом сезонности и их выполнение совпадает по времени с
определёнными праздниками. Программа даёт возможность выбора ребёнком
собственного образовательного маршрута и открывает возможности для проведения
профориентационной работы.
Актуальность программы
Наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.
Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и
материальных ценностей до ступени создателя. А это очень актуально и созвучно с
современной парадигмой образования, которая направлена на воспитание творческой,
неординарно мыслящей личности.
Систематические занятия вязанием крючком полезны для психофизического
развития ребёнка, при этом улучшается моторика рук, зрительная память, развивается
художественный вкус и творческие способности, прививаются трудовые навыки,
воспитывается аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность. Кроме того,
актуальность программы обусловлена практической значимостью занятий.
Педагогическая целесообразность
Преподавание теоретического материала ведётся параллельно с формированием
практических навыков, с использованием принципа от простого к сложному, с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В процессе занятий формируются ключевые понятия: воздушная петля,
столбики без накида и с накидом, вязание по кругу, по спирали, накапливается
практический опыт чтения схем и вязания изделий.
В первый год обучение идёт в форме, не допускающей разночтений и
двусмысленностей, но является достаточно гибким, способным адаптировать детей с
различными способностями. Ребята с интересом вяжут небольшие изделия, так как
быстро видят результаты своего труда.
Второй и третий год обучения предполагает развитие творческих способностей
и включает в себя индивидуальную работу с детьми. Здесь ребёнок может

самостоятельно выбрать не только цветовое решение, но и конкретное изделие, узор,
ориентируясь на свои возможности.
Важно, чтобы на занятиях дети ставили себе правильные частные цели, которые
тесно связаны с целью образовательной программы. Они должны быть конкретными,
доступными, посильными и постоянно усложняться, что приучает к самостоятельности,
самоконтролю, развивает творческую активность, образное мышление, фантазию.
Программа разработана в соответствии с основными принципами дидактики:
логичность, доступность, простота в изложении, наглядность. Чтобы помочь ребёнку
сделать правильный выбор, предлагаются образцы готовых изделий, фотографии,
журналы, схемы и образцы вязания. Постоянно действующая выставка работ учащихся
также является наглядным пособием.
Условием реализации программы является создание благоприятных условий
для удовлетворения познавательных, духовных и творческих потребностей
развивающейся личности.
Программа рассчитана на детей 7 – 15 лет.
Срок реализации программы 3 года, 432 часа (144 часа в учебном году).
На занятия принимаются дети без конкурсного отбора, изъявившие желание и не
имеющие медицинских противопоказаний. При формировании учебных групп
учитывается первоначальный уровень подготовки: дети, имеющие хорошие навыки
вязания крючком, могут быть зачислены сразу на второй год обучения, чтобы не
потерять интерес к занятиям вязанию крючком. Успешно закончившие трёхгодичный
курс и изъявившие желание продолжить обучение, могут заниматься по
индивидуальному образовательному маршруту или индивидуальной образовательной
программе.
Формы и режим занятий.
Групповые занятия с детьми школьного возраста проводятся 2 раза в неделю по
2 академических часа с перерывом между занятиями 5 – 10 минут.
Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года через
индивидуальные беседы, участие в выставках, праздниках, открытых мероприятиях,
через проведение родительских собраний.
Педагог дополнительного образования имеет право менять учебный план в
зависимости от особенностей возрастной группы, сохраняя содержание и замысел
программы.
Формы и методы реализации программы.
Различная начальная подготовка детей требует дифференцированного подхода к
их работе. В ходе работы используются беседы, упражнения, самостоятельные работы,
практические
работы,
демонстрация,
иллюстрация,
учебные
дискуссии,
познавательные игры, консультации, зарисовка схем, разучивание терминов и
условных обозначений, обучение по алгоритму. Дети вяжут не только образцы, но и
готовые изделия с использованием новых приёмов и узоров. Этот метод пробуждает
интерес и вселяет уверенность в своих силах.
Формы контроля результатов обучения.
Учёт и контроль знаний проводится путём входящей, промежуточной и
итоговой диагностики, отображающей рост мастерства детей в вязании крючком:
тестирование, опрос, зачёт, разгадывание кроссвордов, конкурсы, выставки. В течение
года ведётся индивидуальное наблюдение за каждым ребёнком.
Цель программы: приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному
творчеству и создание условий для самореализации личности посредством освоения
техники вязания крючком.
Задачи:
– развитие художественного вкуса и ориентация на качество выполняемых
изделий;

– развитие творческой активности и познавательного интереса к декоративноприкладному искусству.
– воспитание уважения к труду, чувства коллективизма, взаимопомощи,
добросовестности, самоконтроля;
– воспитание уважения к народным традициям;
– развитие творческих способностей обучающихся, внимания, памяти,
воображения;
– формирование культурного, здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
– выявление, развитие и поддержка способных и талантливых детей.
Планируемые результаты
При освоении программы у учащихся будут сформированы:
1.
Личностные универсальные учебные действия
– интерес к вязанию крючком как к новому виду прикладного творчества;
– понимание причин успешности (неуспешности) творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования мотивации для занятий
творческой деятельностью, устойчивого интереса к вязанию крючком.
2.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
– планировать свою деятельность;
– контролировать и анализировать свои действия;
– оценивать результат деятельности;
Обучающиеся получат возможность самостоятельно находить способы и пути решения
творческой задачи.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
– организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество с педагогом и
сверстниками;
– работать в группе;
– распределять функции и роли;
Обучающиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию,
учитывать интересы и позиции всех участников, развивать устную речь в диалоге со
сверстниками.
4.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
– анализировать объекты и выделять главное;
-проводить сравнение и классификацию объектов по различным признакам;
– устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск информации,
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в
повседневной жизни.

Учебный план 1 года обучения
№

Раздел, тема

Кол-во часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

История вязаний

2

1

1

3

2

1

1

10

2

8

16

4

12

16

4

12

16

4

12

18

6

12

9

Цветоделение
Техника вязания воздушных
петель
Техника вязания столбиков без
накида
Техника вязания столбиков с
накидом
Вязание по кругу, Новый Год
Вязание квадрата и
многоугольников
Цветы и листья, 8Марта

12

4

8

10

Объёмные игрушки

26

6

20

11

Ажурное вязание

16

4

12

12

Мини выставки

6

3

3

13

Итоговое занятие

2

1

1

144

41

103

4
5
6
7
8

14

Итого:

Содержание учебного плана 1 года обучения
1.Вводное занятие. Знакомство с вязаными изделиями и программой на год
обучения. Необходимые инструменты и материалы. Правила поведения в объединении,
организация рабочего места, техника безопасности. Анкета «Расскажи о себе».
Рисунок – мой девиз, моя эмблема.
2.Материаловедение. История вязания крючком, история крючка, иголки.
Классификация и свойства пряжи. Правила подбора крючка к толщине ниток. Игра –
помоги зверюшке найти свой хвостик. Загадки и стихи про инструменты и пряжу.
Изготовление куклы из ниток.
3. Цветоведение. Цветовой круг, основные и промежуточные цвета.
Гармоничное сочетание цветов. Какие цвета лучше выбирать при вязании детских
изделий, игрушек, салфеток. Советы при работе с несколькими клубками ниток.
Загадки про цвет. Рисунок – мои любимые цветы.
4. Техника вязания воздушных петель. Учимся правильно держать крючок и
прямо сидеть во время работы. Первая петля, отрабатываем правильное положение рук
и способа закрепления петли в конце вязания. Панно «Дождик». Цепочка из
воздушных петель. Учимся считать количество связанных петель. Панно «Золотая
рыбка», «Снеговик», браслет на руку. Опрос.
5. Техника вязания столбиков без накида. Способы введения крючка, петли
подъёма, условные обозначения, зарисовка схемы вязания. Вязание образцов. Плоское
вязание – это двухстороннее вязание, на нем нет лицевой и изнаночной стороны.
Салфетка или прихватка в виде прямоугольника – это минимальный уровень
сложности, края салфетки отделаны воздушными петлями – это базовый уровень,

салфетка отделана вязаным цветком – это углублённый уровень сложности. Закладка
для книг «Карандаш» – минимальный уровень, обвязка края «рачьим шагом» –
базовый, связано нитками нескольких цветов – углублённый. Шарф для куклы,
связанный столбиками без накида за заднюю дольку – минимальный уровень, края
шарфа отделаны кистями – базовый, отделка цветком – углублённый. Кроссворд.
6. Техника вязания столбиков с одним и несколькими накидами. Способы
введения крючка, петли подъёма, условные обозначения, зарисовка схемы. Вязание
образцов. Салфетка или прихватка выполненная столбиками с накидом. Выбор способа
введения крючка и цвета ниток по желанию – минимальный уровень, отделка салфетки
каймой – базовый, украшение цветком и листьями – углублённый. Дать название
салфетке и обосновать его. Чехол для сотового телефона, очечник или косметичка по
желанию – минимальный уровень, с застёжкой или клапаном – базовый, с отделкой –
углублённый.
7. Мини выставка выполненных работ. Кроссворд, анкета.
8. Техника вязания по кругу. Прибавление и убавление петель, схема вязания
круга, полустолбик или соединительный столбик для замыкания ряда, принцип
перехода от ряда к ряду при введении ниток другого цвета, встречающиеся ошибки.
Вязание образцов однотонного и цветного круга. Новый Год и Рождество, русские
народные праздники и традиции, история праздника. Коллективная работа – гирлянда
из колечек, вязанных нитками разных цветов. Загадки, игры, коляда. Изделия вязаные
по кругу: снеговик, прихватки «Дед Мороз», «Часы», закладка для книг « Котёнок».
Конкурсы.
9. Техника вязания квадрата, треугольника и других многоугольников.
Принцип вязания многоугольников, схемы вязки, узоры. Пико – что это? Вязание
образцов. Ажурный уголок для расчёсок – минимальный уровень, отделка края каймой
– базовый, украшение цветком и серёжками – углублённый. Зачёт.
10.Цветы и листья, букеты, которые не вянут. Схемы цветов и листьев, что
говорят специалисты: кому какие цветы дарить. Вязание образцов. Праздники: 23
февраля, 8 Марта, масленица, традиции, подарки. Букет тюльпанов – минимальный
уровень, бутоны с листьями – базовый, в вязаной вазочке – углублённый.
11. Мини выставка. Игры и конкурсы к 8 Марта или Масленице.
12. Объёмные игрушки. История игрушки. Вязание отдельных элементов и
набивка деталей, правила соединения деталей между собой, отделка игрушки и
оформление мордочки. Пышный столбик, условные обозначения, вязание образца.
Вытянутые петли, условные обозначения, вязание образца. Праздники и традиции
русского народа – Пасха. Игрушки цыплёнок; грелка для яйца; яйцо разноцветное;
курочка, связанная пышными столбиками; заяц; сова. Коллективная работа: «Раз, два,
три, четыре, пять, вышла курочка гулять». Конкурсы.
13. Ажурное вязание салфеток. История салфетки, виды салфеток, принципы
их вязания, цветовые сочетания. Схемы вязки салфеток – разбор сочетаний петель и
столбиков. Выбор вида, схемы, цвета по желанию ребёнка. Зачёт.
14. Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Анкета.
15. Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка за учебный год,
награждение лучших учащихся.
Календарно – тематический план 1 – год обучения.
№
п/
п

Наименование темы
ЗНАКОМСТВО С ВЯЗАНИЕМ

Всего

Тео
р.

Прак
т.

16

6

10

Дат
ы

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Техника вязания История вязаний

2

1

1

3.

Цветоделение

2

1

1

4.

Техника вязания воздушных петель

2

1

1

5.

Первая петля

2

1

1

6.

Дождик

2

2

7.

Золотая рыбка

2

2

8.

Снеговик из петли
ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ СТОЛБИКОВ БЕЗ
НАКИДОМ
Способы введения крючка

2

2

16

4

12

2

1

1

10. Продолжение работы подъёма петли

2

1

1

11. Условные обозначения

2

1

1

12. Вязание образца

2

13. Родительское собрание

2

14. Закладка «карандаш»

2

2

15. Шарф для куклы

2

2

16. Шарф для куклы
ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ СТОЛБИКОВ С
НАКИДОМ
17. Способы вязание крючком

2

2

16

4

12

2

1

1

18. Выполнение работы столбика с накидам

2

1

1

19. Выполнение работы конце рядов

2

1

1

20. Выполнение работы салфетку или прихватки

2

2

21. Выполнение края салфетки

2

2

22. Выполнение цветов

2

2

23. Чехол для телефона

2

24. Чехол для телефона

2

9.

ВЯЗАНИЕ ПО КРУГУ

2
1

1

1

1
2

16

4

12

25. Прибавление петель

2

1

1

26. Убавление петель

2

1

1

27. Вязание по кругу

2

1

1

28. Снеговик «Дед Мороз»

2

2

29. Выполнение работы по кругу

2

2

2

2

30.

Выполнение работу «Часы»

31. Праздник новый год

2

32. Игрушка «Котёнок»

2

1

1
2

ВЯЗАНИЕ КВАДРАТА И
МНОГОУГОЛЬНИКОВ
33. Выполнение треугольника

18

6

12

2

1

1

34. Выполнение треугольника

2

1

1

35. Вязание многоугольника

2

1

1

36. Вязание многоугольника

2

2

37. Схема вязки

2

2

38. Вязание образцов

2

1

1

39. Ажурный вязание

2

1

1

40. Ажурный вязание и Отделка края

2

1

1

41. Защита проекта

2

ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ, 8МАРТА

2

12

4

8

42. Выполнение работы цветка

2

1

1

43. Выполнение цветка

2

2

44. Вязание цветка

2

2

45. Выполнение листья

2

46. Сборка цветка

2

47. Праздник для мамы

2

2

26

6

48. История игрушек

2

2

49. Деталей игрушки.

2

1

50. Начало работы игрушки цыплят

2

51. Выполнение круга до 12 рядов

2

52. Выполнение работы игрушки до 20 рядов

2

53. Выполнение круга до 12 рядов

2

1

1

54. Начало работы игрушки «Курочка»

2

1

1

55. Выполнение работу игрушку туловищу

2

2

56. Выполнение по кругу до 10 рядов

2

2

57. Выполнение по кругу до 12 рядов

2

2

58. Продолжение работы вязать до 20 рядов

2

2

59. Продолжение вязать до 15 ряд

2

2

60. Сборка деталей игрушки

2

2

АЖУРНОЕ ВЯЗАНИЕ

16

4

61. История салфетки

2

2

62. Принципы вязание салфеток

2

1

63. Вязание салфеток

2

ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ

1

1
2

20
1
2

1

1
2

12
1
2

64. Вязание салфеток

2

2

65. Схема вязки

2

2

66. Сочетание цветов

2

2

67. Сочетание цветов

2

2

68. Сборка салфетку

2

2

МИНИ ВЫСТАВКИ

6

3

3

69. Подготовка к защите

2

1

1

70. Защита проекта

2

2

71. Выставка работ

2

2

2

2

ОРГ МОМЕНТ
Итого

144

Планируемые результаты к концу 1 года обучения
Должны знать:
– правила техники безопасности,
– правила выполнения петель и столбиков,
– правила подбора крючка к толщине ниток,
– правила вязания круга, квадрата, прямоугольника,
– условные обозначения петель и столбиков.
Должны уметь:
– ориентироваться в качестве пряжи,
– подобрать крючок по толщине ниток,
– гармонично сочетать цвета пряжи,
– читать схемы не сложных узоров,
– выполнять простейшие узоры и изделия.
Учебный план 2 год обучения
№

Раздел, тема

Вводное занятие
Повторный курс.
«Преданья старины глубокой»
Основы вязания крючком
Круговое объемное вязание
Проект: « Смайлик девочка и
7
мальчик»
8 « Птенцы на Ветке»
9 «Маленький зайчонок»
10 «Пингвиненок рыбок»
11 «Кот рыболов»
12 «Уточка»
Итого:
1
22.
31.
53.
6

всего
2
2
2
10
16

Кол-во час
теория
практика
1
1
1
1
1
1
2
8
4
12

20

8

12

18
14
28
18
14
144

6
2
8
4
4
41

12
12
20
14
10
103

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
Вводное занятие.
«Преданья старины глубокой»
Теория. Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного
процесса. Безопасность труда и правила личной гигиены. Инструменты и
материалы, необходимые для занятий. История создания мягкой игрушки в разных
странах. Знакомство с японской игрушкой амигуруми. Демонстрация образцов
изделий.
Повторный курс.
Основные приемы вязания крючком.
2.2. Особенности вязания плоских фигур.
Теория: основные приемы вязания крючком. Особенности вязания круга и
многоугольников.
Практика: повторение основных приемов вязания (Воздушная петля, столбик без
накида, столбик с накидом, соединительная петля). Вязание изделий имеющих
форму круга, овала, многоугольников.
Основы вязания крючком
Основные приемы вязания крючком.
Теория: Условные обозначения. Правила чтения схем. Понятия «раппорт», «столбик
с накидом», «столбик с двумя накидами», «столбик с тремя накидами», «пышный
столбик», «вытянутые петли». Особенности вязания различных узоров.
Рассматривание образцов, спец. литературы.
Практика: Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию
узоров на основе столбиков с накидами и воздушных петель, узоров на основе
«ракушки» и «короны», узоров, связанных пышными столбиками, узоров с
вытянутыми петлями.
Круговое объемное вязание
4.1. «Смайлик девочка и мальчик»
Теория: Рассматривание образцов, выбор игрушки, подбор пряжи, обсуждение
работы, технология изготовления.
Практика: Изготовление игрушки, используя новые приемы и способы вязания
крючком. Работа по схеме, убавление и прибавление петель. Набивка игрушки.
Вязание деталей, изготовление волос. Использование дополнительного материала
для оформления (ленты, тесьма и т.д.)
4.2. «Птенцы на ветке»
Теория: Рассматривание иллюстраций, обсуждение работы, технология
изготовления. Дискуссия на тему «Сложнее или проще данная работа, чем
предыдущая». Выбор игрушки, подбор ниток.
Практика: Работа по схеме. Основная вязка ст.б/н. Вязание деталей (крылья, хвост,
глаза, клюв). Набивка игрушки. Способы соединения. Использование
дополнительных материалов.
4.3. «Маленький зайчонок» (Маленький дракончик или обезъянка)
4.4. «Пингвиненок – рыбак»
4.5. «Кот рыболов»
4.6. «Уточка»
Теория: Рассматривание образцов, иллюстраций, выбор игрушки, подбор пряжи,
обсуждение работы, технология изготовления. Варианты декорирования.
Практика: Вязание игрушки по детально - туловище, лапы, крылья, хвост, уши,
глаза, клюв или нос. Дополнительное вязание для законченности образа: рыбки,
сумочка, воротничок, шарфик и т.д. Изготовление аксессуаров – ведро, цветы,
бабочка и т.д., используя разные виды декоративно-прикладного искусства.

Оформление выставки детских работ.
Календарно – тематический план 2– год обучения.
№ Наименование темы
Всег
о

Теор.

Прак
т.

ЗНАКОМСТВО С ПРОГРАММОЙ

6

4

2

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Повторный курс.

2

1

1

3.

«Преданья старины глубокой»

2

1

1

ОСНОВЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

10

2

8

4.

Воздушная петля

2

1

1

5.

Первая петля столбик без накида

2

2

6.

столбик с накидкам

2

2

7.

Вязание изделий по кругу

2

8.

Вязание изделий по кругу

2

КРУГОВОЕ ОБЪЕМНОЕ ВЯЗАНИЕ

16

4

12

Круг столбиков без накидом

2

1

1

10. Круг столбиков без накидом

2

11. Продолжение работы объемные петли

2

12. Условные обозначения

2

2

13. Вязание образца

2

2

14. Вязание образца

2

2

15. Родительское собрание

2

16. Вязание образца

2

ПРОЕКТ: « СМАЙЛИК ДЕВОЧКА И
МАЛЬЧИК»
17. Выполнение круга до 5 рядов

18

6

12

2

1

1

18. Выполнение круга до 10 рядов

2

19. Выполнение круга до 15 рядов

2

1

1

20. Выполнение работы по кругу до 15 рядов

2

1

1

21. Выполнение работы по кругу до 15 рядов

2

1

1

22. Праздник новый год

2

2

23. Выполнение работы по кругу до 15 рядов

2

2

24. Подготовка к защите

2

2

25. Защита проекта

2

2

п/
п

9.

1

1
2

2
1

1

2
2

2

Дат
ы

« ПТЕНЦЫ НА ВЕТКЕ»

18

6

12

26. Выполнение работы по кругу

2

1

1

27. Выполнение работы по кругу

2

1

1

28. Выполнение работы по кругу

2

2

29. Выполнение работы по кругу

2

2

30. Выполнение работы по кругу

2

1

1

Выполнение работу по кругу

2

1

1

32. Выполнение работу по кругу

2

2

33. Выполнение работу по кругу

2

2

34. Защита проекта

2

2

31.

«МАЛЕНЬКИЙ ЗАЙЧОНОК»

12

4

8

35. Вязание зайчика по кругу

2

1

1

36. Вязание зайчика по кругу

2

1

1

37. Вязание зайчика по кругу

2

38. Праздник для мамы

2

39. Вязание зайчика по кругу

2

2

Сборка игрушки

2

2

«ПИНГВИНЕНОК РЫБОК»

26

6

20

41. Вязание зайчика по кругу

2

1

1

42. Вязание зайчика по кругу

2

43. Вязание зайчика по кругу

2

44. Вязание зайчика по кругу

2

2

45. Вязание зайчика по кругу

2

2

46. Вязание зайчика по кругу

2

1

1

47. Вязание зайчика по кругу

2

1

1

48. Вязание зайчика по кругу

2

49. Вязание по кругу

2

1

1

5

1

4

50. Вязание игрушек

2

1

1

51. Вязание деталей игрушки.

2

1

52. Сборка работы игрушки

2

2

«КОТ РЫБОЛОВ»

18

3

15

53. Выполнение работы игрушки до 20 рядов

2

1

1

54. Выполнение круга до 12 рядов

2

2

55. Начало работы игрушки «Курочка»

2

2

40.

ВЯЗАНИЕ ПО КРУГУ ИГРУШКИ

2
2

2
1

1

2

56. Выполнение работу игрушку туловищу

2

2

57. Выполнение по кругу до 10 рядов

2

2

58. Выполнение по кругу до 12 рядов

2

2

59. Продолжение работы вязать до 20 рядов

2

2

60. Продолжение вязать до 15 ряд

2

1

1

61. Сборка деталей игрушки

2

1

1

12

2

10

62. Выполнение по кругу до 12 рядов

2

2

63. Выполнение по кругу до 12 рядов

2

2

64. Вязание по кругу

2

2

65. Вязание по кругу до 12п

2

2

66. Вязание по кругу до 12п

2

2

67. Вязание по кругу до 12п

2

2

68. Сборка деталей игрушки

2

2

69. Подготовка к защите

2

70. Защита проекта

2

71. Выставка работ

2

«УТОЧКА»

ОРГ МОМЕНТ
Итого

3

2
3

144

Планируемые результаты 2 года обучения
К концу второго года дети должны:
Знать
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами,
утюгом;
Название и назначение различных материалов (различные виды нитей);
Технологию вязания объемной игрушки;
Уметь
Сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению
работ;
Вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;
Последовательно выполнять каждый этап работы при изготовлении вязаной
игрушки;
Создавать своими руками игрушку – композицию
разрабатывать детали одежды;
использовать разные виды декоративно-прикладного искусства для декорирования
дополнительных изделий.
Результаты работы детей II года обучения складываются из:
Освоение содержания программы, применение знаний на практике;
Интерес к изготовлению изделий, запланированных в программе;
Освоение более сложных технологических приёмов;
Улучшение диалогической речи и счета;

Развитие личностных качеств (инициатива, самостоятельность, самокритичность,
трудолюбие, ответственность);
Развитие моторики рук;
Участие и творческие достижения в конкурсах, выставках.
Выставка работ, выполненных в течение учебного года.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения за год, награждение
лучших учеников.
Учебный план 3 год обучения
Кол-во час
№

1
2
3

4

Раздел, тема
всего

Теор.

Прак.

Вводное занятие.
Повторный курс.
Проект « Лесные малышки»
Проект: « смайлик девочка и
мальчик»

2
6
96
10

1
3
36
4

1
3

Праздник Новый год

6

Проект «Игрушка моей мечты»
Итого

40
144

60
6
6

14
35

24
109

Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения
Вводное занятие.
«Старина или современность»
Теория. Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного
процесса. Безопасность труда и правила личной гигиены. Инструменты и материалы,
необходимые для занятий. Ручная работа в современном мире. Демонстрация образцов
изделий.
Повторный курс.
2.1. Основные приемы вязания крючком.
Теория: Условные обозначения. Правила чтения схем. Понятия «раппорт», «воздушная
петля», «полустолбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик без накида»,
«столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «столбик с тремя накидами»,
«пышный столбик», «вытянутые петли». Особенности вязания различных узоров.
Рассматривание образцов, спец. литературы. Выбор и обсуждение работы.
Практика: Технология вязания игрушки. Вязание игрушки на основе полученных
знаний. Декорирование игрушки вязаными аксессуарами. Оформление выставки.
3. Игрушки разной степени сложности
3.1. «Лесные малыши» - амигуруми
3.2. «Спящийжирафик» - амигуруми
Теория: Рассматривание иллюстраций, обсуждение работы, технология изготовления.
Выбор игрушки, подбор ниток. Обсуждение на тему: «Амигуруми – это…».
Практика: Самостоятельная работа по схеме. Основная вязка ст.б/н. Вязание деталей.
Набивка игрушки. Способы соединения. Использование дополнительных материалов.
3.3. «Кот – Мандарин»

3.4. «Жираф»
3.5. «Обезьянка»
3.6. «Буренка Ромашка»
Теория: Рассматривание образцов, иллюстраций, выбор игрушки, подбор пряжи,
обсуждение работы, технология изготовления. Варианты декорирования.
Практика: Вязание игрушки по детально - туловище, лапы, рога, хвост, уши, глаза,
нос. Дополнительное вязание для законченности образа: одежда, аксессуары.
Изготовление дополнительных элементов, используя разные виды декоративноприкладного искусства.
4. Творческий проект «Игрушка моей мечты»
Теория: Обсуждение темы проекта. Консультационная работа над эскизом. Цветовое и
композиционное решение. Обсуждение последовательности вязания деталей.
Практика: Работа над эскизом. Разработка схемы вязания. Вязание игрушки на основе
полученных знаний (фотографируем каждый этап работы). Демонстрация готовых
игрушек с последующим обсуждением. Организация выставки. Защита проекта в виде
презентации.
Календарно – тематический план 3– год обучения.
№
Наименование темы
п/п
ЗНАКОМСТВО С ПРОГРАММОЙ
1. Вводное занятие
2 Повторный курс.
ПРОЕКТ « ЛЕСНЫЕ МАЛЫШКИ»
3 Основы вязания крючком
4 Воздушная петля
5 Первая петля столбик без накида
6 столбик с накидкам
7 Вязание изделий по кругу
8 Вязание изделий по кругу
Круговое объемное вязание
9 Круг столбиков без накидом
10 Круг столбиков без накидом
11 Продолжение работы объемные петли
12 Условные обозначения
13 Вязание образца
14 Вязание образца
15 Родительское собрание
16 Вязание образца
ПРОЕКТ: « СМАЙЛИК ДЕВОЧКА И
МАЛЬЧИК»
17 Выполнение круга до 5 рядов
18 Выполнение круга до 10 рядов
19 Выполнение круга до 15 рядов
20 Выполнение работы по кругу до 15 рядов
21 Выполнение работы по кругу до 15 рядов
ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД
23 Выполнение работы по кругу до 15 рядов
24 Подготовка к защите

Всего

Теор. Практ. Даты

4
2
2
30
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

3
2
1
6
1
1

10

4

6

2
2
2
2
2
6
2
2

1

1
2
1
1
1
6
2
2

1
1
1
1

1
1
24
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
2
2
2

2
2

1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

Защита проекта
ПРОЕКТ «ИГРУШКА МОЕЙ МЕЧТЫ»
Выполнение работы по кругу
Выполнение работы по кругу
Выполнение работы по кругу
Выполнение работы по кругу
Выполнение работы по кругу
Выполнение работу по кругу
Выполнение работу по кругу
Выполнение работу по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Праздник для мамы
Вязание зайчика по кругу
Сборка игрушки
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание зайчика по кругу
Вязание по кругу
Вязание по кругу игрушки
Вязание игрушек
Деталей игрушки.
Сборка работы игрушки
«КОТ РЫБОЛОВ»
Выполнение работы игрушки до 20 рядов
Выполнение круга до 12 рядов
Начало работы игрушки «Курочка»
Выполнение работу игрушку туловищу
Выполнение по кругу до 10 рядов
Выполнение по кругу до 12 рядов
Продолжение работы вязать до 20 рядов
Продолжение вязать до 15 ряд
Сборка деталей игрушки
«УТОЧКА»
Выполнение по кругу до 12 рядов
Выполнение по кругу до 12 рядов
Вязание по кругу
Вязание по кругу до 12п
Вязание по кругу до 12п
Вязание по кругу до 12п
Сборка деталей игрушки
Подготовка к защите
Защита проекта

2
56
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
2
2
2

20
1
1

1
1
2
1
1

2
36
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2

2

1
1
1

1
1
1
1
2
1
4
1
1

1
1
2
2

2
2
1
1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
2
14
1
1
2
2
2
2
2
1
1
10
2
2
2
2

2
2

72

Выставка работ
ОРГ МОМЕНТ
Итого

2
8

2
8
144

Планируемые результаты 3 года обучения
К концу третьего года дети должны:
Знать
 Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами,
утюгом;
 Название и назначение различных материалов (различные виды нитей);
 Технологию вязания плоской и объемной игрушки;
 Приемы декоративного оформление игрушки;
 Планирование проектировочной деятельности.
Уметь
 Создавать своими руками авторскую игрушку;
 Зарисовывать модели игрушек в альбоме;
 Самостоятельно принимать цветовое и композиционное решение при изготовлении
игрушки;
 Работать по готовым схемам и разрабатывать схемы самостоятельно;
 Вязать игрушки разного уровня сложности;
Результаты работы детей 3 года обучения складываются из:
 Освоение содержания программы, применение знаний на практике;
 Интерес к изготовлению изделий, запланированных в программе;
 Освоение более сложных технологических приёмов;
Активное участие в проектной деятельности конкурсы, игры;
Развитие личностных качеств (инициатива, самостоятельность, самокритичность,
трудолюбие, ответственность);
Методическое обеспечение программы
Занятия объединения проводятся в учебном кабинете. У каждого ребёнка имеется
своё рабочее место и набор необходимых инструментов. В кабинете есть шкафы для
хранения инструментов, материалов, образцов основных приёмов вязания, узоров и
готовых изделий, незаконченных работ, учебно-методической литературы, журналов и
книг по вязанию крючком, а также стенды для наглядной информации.
Для занятий объединения изготовлены технологические карты изделий, имеется
подборка дидактического материала.
Литература
1. Бобрицкая, Е.В. Цветы и украшения связанные крючком / Е. Бобрицкая. –
М.:ООО АСТ-пресс, 2014. – 29 с.
2. Боровская, Е.Н. Вяжем цветы./ Е.Н. Боровская. – ООО АСТ-пресс, 2015. – 32 с.
3. Гуреева, П.К. Психология личности: учебное пособие / П.К. Гуреева. – М.
Юнити-Дана, 2013. – 1126 с.
4. Журналы «Валя-Валентина» №№1-24, 2011, 2012, 2013. 2014, 2015. 2016.
5. Журналы «Вязание модно и просто». 2009-2013.
6. Забелина, С.В. Вязаные закладки./ С.В.Забелина – М.: ООО АСТ-пресс, 2013. –
64 с.
7. Забелина, С.В. Забавные прихватки./ С.В. Забелина – М.: ООО АСТ-пресс, 2015.
– 64 с.

Исследование проблем психологии творчества./ Отв.ред. Я.А. Пономарев. – М.:
Наука, 1983. – 260 с.
9. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие детей в
семье./ А.А Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Наука, 1987.
10. . Ракова, С. В. Вязание крючком. / С.В. Ракова. – Ярославль: Академия развития,
2002.
11. Ращупкина С.Ю. Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами./ С.Ю.
Ращупкина. – М.: РИПОЛ-классик, 2010. – 252 с.
8.

Литература для детей
1. Боровская, Е.Н. Вяжем цветы./ Е.Н. Боровская. – ООО АСТ-пресс, 2015. – 32 с.
2. Забелина, С.В. Вязаные закладки./ С.В.Забелина – М.: ООО АСТ-пресс, 2013. –
64 с.
3. Забелина, С.В. Забавные прихватки./ С.В. Забелина – М.: ООО АСТ-пресс, 2015.
– 64 с.
4. Ракова, С. В. Вязание крючком. / С.В. Ракова. – Ярославль: Академия развития,
2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-963-401-73-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».