Золотой ключик Даниялбекова Н.И.

Пояснительная записка.
Направленность – художественная.
Актуальность.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть
свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать,
вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает
осуществить театр.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится
развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не
только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть
результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в
развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала,
способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который
помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является
средством общения. Для развития выразительной стороны речи,
необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог
проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в
обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в
человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям
перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать
театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них
неизменной любовью.
Педагогическая целесообразность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности
широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем
его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. С познавательным развитием тесно связано и речевое. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая
речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка,
заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые
события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную
направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только
познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это

помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне
развивать ребенка.
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа описывает курс подготовки по
театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет
(подготовительная группа). Она разработана на основе обязательного
минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с
учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в
литературе.
Новизна заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие
и родители.
Расширение круга общения создает полноценную среду развития,
помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать
полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация
театрализованной деятельности способствует самореализации каждого
ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают
здесь как равноправные партнеры взаимодействия.
Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей
посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию
(превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Развивать умение сочинять этюды по сказкам.
• Развивать умение импровизировать игры-драматизации на темы
знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Создавать образы живых существ с помощью выразительных
пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Развивать умение строить диалог.

• Воспитывать культуру поведения в театре.
Срок реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 9 месяцев (с 1 СЕНТЯБРЯ по 31
мая).
Количество занятий в год - 72
Режим занятий занятий.
Длительность: 30 минут.
Форма организации: групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу.
Предполагаемые умения и навыки детей:
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно
или последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не
прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст,
правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
• Умеют сочинять этюды по сказкам.
• Умеют строить простейший диалог.
Формы контроля:
Формы подведения итогов: драматизации сказок, стихов; выступления
перед детьми других групп, родителями, сотрудниками детского сада;
участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в
процессе создания спектакля.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание предметно пространственной развивающей среды;
- единство социально – эмоционального и когнитивного развития;
- насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально
– значимым для детей содержанием;
- последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и
невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и
родителей).

Методы и приемы обучения:
Методы:
- беседа;
- разыгрывание сказок, сценок;
- драматизации сказок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- этюды на выразительность передачи образа;
- этюды на выражение основных эмоций;
- упражнения на выразительность движений и мимики;
- игровые упражнения;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок по сказкам;
- проблемные ситуации;
- подвижные игры;
- танцы;
- слушание музыкальных фрагментов;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной
случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и
каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий
потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность
театрализованной деятельности.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения
способствует такая организация театрализованной деятельности детей,
кода каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую
карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Годовой тематический план 1 год обучения
№ Тема
Всего
Теория Практика
1. Введение в программу
2
1
1
2. Театр, где играют дети
2
1
1
3. Мир масок, гримасок и красок
4
2
2
4. Виды театров
10
5
5
5. Представление начинается
38
19
19
6. Занавес закрывается!
8
4
4
7. Орг. массовой работы
8
4
4
8. Итого:
72
36
36

Содержание курса
1
Введение в программу - 2ч. Образовательная форма:
импровизированный виртуальноигровой тур.
Теория. Азбука приветствия. Правила представления имён и характеров.
Впечатления от прошедших каникул. Многоликость мира искусства
Актёрский багаж. Особенности и приёмы создания сценического образа
(лика). Влияние театральной деятельности на развитие личности.
Практика. Игра-приветствие. Шуточное дефиле имён и характеров.
Пантомимические показы на тему впечатлений от каникул. Групповые
импровизации на темы содержимого актёрского саквояжа. Исполнение
простых сценических образов (ликов). Составление портрета гармоничной
личности.. Понятия, термины. Искусство. Музыка. Живопись. Театр.
Театральные подмостки. Сцена. Актёр. Образ.
2 Мир театра, где играют дети -2ч Образовательная форма:
импровизированный виртуально-игровой тур. Содержание.
Теория. Своеобразие мира театра, в котором играют дети. Творческая
позиция, концепция детского театрального объединения. Азбука правил
поведения на занятиях. Значимость достижения цели и выполнения
поставленных задач в текущем учебном году
Практика: Игра-угадай-ка «Весёлый балаганчик Оформление экспозиции
достижений коллектива.. Алфавитная маркировка правил поведения.
Детский театр. Сценический образ. Выразительность. Актёрское
мастерство. Сценическая речь. Сценическое движение.
3
Мир масок, гримасок и красок – 10ч... Образовательная форма:
Составление каталога мимики.
Теория. Анатомические особенности человеческого лица. Значение
внешней эмоциональной выразительности лица. Человеческая мимика.
Гримаса. Особенности передачи эмоций и настроения с помощью мимики
и гримас. Особенности мимики животных. Влияние мимики на восприятие
сценического образа.
Практика. Игра-исследование лица «Свет мой, зеркальце, скажи!»
Автопортрет анатомических зон. Дефиле заданных эмоций и передача
настроения зеркалу. Мимические загадки. Имитация мимики животных.
Понятия и термины Эмоция. Анатомия лица.
4
Виды театра 10ч- переплетение практически всех искусств,
которые существуют на планете. Сюда входит: музыка, живопись,
кинематограф, архитектура, фотография, танец, риторика. Средство
выразительности – актер. Он, используя все возможные способы, доносит
до зрителя смысл происходящего. Артистами могут быть не только люди.
Это могут быть куклы, животные или предметы, которыми управляют за
сценой. Театр невозможен без зрителя. Все виды театров имеют большое
влияние на человека. Следя за происходящим на сцене, зритель сам
переносится мысленно туда и испытывает состояние через страдание..

5
Представление начинается! (инсценирование) - 38ч. Игровой
актёрский тренинг. Сказочный вертеп.
Теория. Сказка как основа для инсценирования. Инсценирование сказки
как общий творческий проект. Проблема, тема и идея, обозначенные в
сказке. Определение проблемы, темы и идеи сценической трактовки
сказки. Возможности сценической интерпретации. Подчинение актёрских
задач общей сверхзадаче (цели) инсценировки. Первичное рассмотрение, и
репетиционный период как этапы подготовки сценического представления.
Исследование мотивации поведения и характеров героев – важная
составляющая начального этапа. Создание яркого сценического продукта
по сказке – как результат общего творческого проекта. Особенности
инсценирования сказки в детском учебном театре. Критерии оценивания
исполнительской (актёрской) работы.
Практика. Литературная игра . Оформление сценического паспорта
сказки. Эскизы масок и костюмов персонажей. Выпуск афиши и
театральной программки. Портретная галерея персонажей. Календарь
рождения инсценировки. Участие в творческой проектной деятельности
(инсценирование сказки). Выразительное чтение по ролям. Этюдные
пробы пластической и речевой характерности. Репетиции с партнёрами.
Технические и механические прогоны. Выступление на публике.
6 Занавес закрывается (итоговые занятия) – 8ч
Теория. Театральная премьера. Порядок действий предварительной
подготовки к сценическому представлению. Перечень распространённых
ошибок юных актёров во время представления. Особенности исполнения с
учётом наполненного зала и зрительской реакции. Критерии оценивания.
Практика. Составление памятки подготовки к сценическому
представлению. Маркировка пунктов перечня ошибок юных актёров.
Викторина «Зритель в зале, я на сцене». Оформление оценочного листа.
Сценическое выступление. Рефлексия.
7 орг.массовые работы 8ч
Календарно-тематический план по театрального кружка
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема
Вводное занятие
Театр, где играют дети
Маска, маска, появись
Нарисую на себе
Кукольный театр
Настольный театр игрушек
Теневой театр
Оперный театр
Театр зверей
Сказка репка, знакомства

Всего
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Теория
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Обыгрывание роли
Репетиция постановки
Постановка сказки
Колобок знакомства
Рассказ пересказ
Обыгрывание роли
Репетиция постановки
Постановка сказки
Волк и козлята
Знакомства со сказкой
Чтения рассказ
Обыгрывание роли
Постановка
Сказка гуси лебеди
Знакомства
Репетиция
Обыгрывание роли
Постановка
Ура, премьера.
сценический отчёт
Театральный эпилог
подведение итогов сезона
Праздник для мам
9 мая
Прощание садика
Родительское собрание

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной программы.
I. «Методическое сопровождение программы»
 Методические материалы:
 пособия (см. Список литературы),
 справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
 дидактический материал (сценарный отдел).
Методические рекомендации по организации и ведению
образовательной работы по программе:
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только
работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на
предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам
большую свободу для импровизации и живого общения в рамках
предлагаемых пьесой условий.

На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в
развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия
поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее
выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной
проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и
генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно
воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к
событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш,
программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение
ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное
сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа
не занятых в спектакле кружковцев.
Условия достижения наилучшего результата:
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и
стремлением достичь продуктивного результата через коллективное
творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к
личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог
стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих
силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем
радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от
совместного творчества, тем ярче и красочней становится их
эмоциональный мир.
Условия реализации программы:
Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение
(компьютер, проектор, экран);
 Актовый зал (импровизированная сцена);
 Видеоматериалы, аудиоматериалы.


Методические разработки по темам программы (см. Приложение).
План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является
воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и
укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по
изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического
движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих
праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа
способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и

формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного
поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат.
Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя
знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные
поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают
уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие
участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие –
уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко
возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят
нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все,
и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы
оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят
взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость.
Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры,
физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам –
подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность,
личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков
связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими
членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как
преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной
осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с
товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен
распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус
участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором
(вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были
удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность
занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок,
путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания
личностной ответственности ребенка.
II. «Диагностические материалы»
 Формы аттестации/контроля:
 собеседование, беседа;
 игровые задания для определение уроувня практических умений и
теоретических знаний;
 отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
 презентация, творческий отчет.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен
показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после
которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе
которого отмечаются наиболее удачные сценические решения,

оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные
ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в
общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.
Оценочные материалы:
- пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) –см.
Приложение.
III. «Дидактические материалы»:
 тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения,
образовательная информация и т.д.);
 материалы диагностических и обучающих игр;
 видеопрезентации, электронные презентации.
Список литературы
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. –
(Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания
детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и
литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. –
Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы
/ авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.:
Дрофа, 1996 – 416 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-963-401-73-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».