МКУ «Управление образования Буйнакского района» МБОУ центр образования имени З. З. Бамматова «БУЙНАКСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ» ПРИНЯТО: на педагогическом совете МБОУ ЦО «БРЦРО» Протокол №1 от 30.08.2021г. УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МБОУ ЦО «БРЦРО» А.Х. Мусаевой от 30.08.2021г. № 6-од ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по вязанию «Волшебный клубок» (адаптированная) Возраст детей: 7-15 лет Срок реализации программы: 2 года Автор программы: педагог дополнительного образования Шугаибова Жамина Умаровна МР «БУЙНАКСКИЙ РАЙОН» 2021-2022уч. год Пояснительная записка Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское, несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России. Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни. Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус. Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду. Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием. Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества. Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком. При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности. Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий. На втором третьем году обучения ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком. В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративноприкладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно. Возраст детей. Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 7-15 человек в возрасте с 7 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком. Группы могут формироваться по возрастному признаку. Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания крючком. Формы и режим занятий Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. Количество занятий: первый год – 144ч. (2 раза в неделю по 2 часа), второй – 144ч.. (2 раза по 2 часа), Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев. Второй год - на обучение детей вязания продольных и поперечных кружев, а также вязания в филейной, брюггской и ирландской технике. Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком. Срок реализации программы – 2 года В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Образовательные: Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей; Обучить правильному положению рук при вязании; Обучить правильно пользоваться инструментами; Познакомить с основными условным обозначениями; Обучить строить схемы для вязания по описанию; Научить четко выполнять основные приемы вязания; Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания; Обучить особенностям кроя и вязания различных моделей; Научить выполнять сборку и оформление готового изделия. 2. Воспитательные: Привить интерес к данному виду творчества; Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам; Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса; Привить основы культуры труда. 3. Развивающие: Развить творческие способности; Развить произвольность психических процессов; Развить образное мышление; Развить воображение и фантазию; Развить моторные навыки. В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь. Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей. Формы и методы обучения Используются следующие методы обучения: - словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог); - метод показа, или наглядный метод; - метод расчлененного разучивания элемента вязания. Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся. Контроль за реализацией программы Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе. Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах. С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы. О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров. Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне Дома детского творчества, района и области. Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ. Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз. Предполагаемые результаты: 1-ый год обучения Учащиеся должны знать: Историю техники вязания крючком; Правила поведения, правила техники безопасности; Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком; Условные обозначения, понятие «раппорт»; Основные приемы набора петель и вязания крючком. Учащиеся должны уметь: соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами; правильно пользоваться крючком, ножницами; правильно читать условные обозначения; подбирать материалы для вязания; выполнять основные узоры; свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту. 2-ой год обучения Учащиеся должны знать: Правила поведения, правила техники безопасности; Особенности вязания продольных и поперечных кружев; Понятие «прошва»; Особенности вязания в филейной и ирландской технике. Учащиеся должны уметь: Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе; Вязать продольные и поперечные кружева; Вязать в филейной и ирландской технике. Виды украшения вязаных изделий; Понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец»; Особенности кругового объемного вязания; Особенности снятия мерок и особенности расчета для вязания носок перчаток, варежек, шапочек; Последовательность выполнения деталей изделия; Особенности сборки изделия, виды швов. Учащиеся должны уметь: Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности; Вязать узоры в технике пестрого вязания; Выполнять орнамент; Изготовливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы; Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек; Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки; Вязать по выкройке и по расчету; Определять плотность вязания; Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей; Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов; Выполнять заключительную отделку готовых изделий. Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение учащихся, а также повышение престижа объединения. Учебно-тематический план на I год обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема День открытых дверей Основные приемы вязания Проект «Осенний ветерок» Вяжем шарфик Вяжем берет Вяжем шаль Снежки Панно Вязание варежки Кол-во часов 1 6 8 8 10 20 10 18 10 В том числе теория практика 1 2 4 2 6 2 6 2 8 4 16 2 8 2 16 2 8 а 10 11 12 13 14 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. Носки Вяжем Сюрприз Международный женский день Цветы из ниток Организация массового мероприятия Итого: 8 8 8 18 11 144 2 4 2 30 6 4 8 16 11 114 Календарно-тематический план I год обучения Тема В том числе Кол- во часов теория практика День открытых дверей 1 1 Основные приемы вязания 6 2 4 Условные обозначения 2 2 Столбик без накида 2 2 Столбик с одним накидом 2 2 Проект «Осенний ветерок» 8 2 6 Изготовление роз день учителя 2 2 Шахматный узор 2 2 Узор ананас 2 2 Защита проекта 2 2 Вяжем шарфик 8 2 6 Подготовка вывязывания шарфа 2 2 Шарф вяжется по схеме 2 2 Подготовка к защите 2 2 Защита проекта 2 2 Вяжем берет 10 2 8 Подготовка вывязывания берета 2 2 Берет вяжется по схеме 2 2 Берет вяжется по схеме 2 2 Завершение 2 2 Защита проекта 2 2 Вяжем шаль 20 4 16 Вязание шали 2 2 Подготовка к вязанию шали 2 2 Шаль вяжется по схеме 2 2 Мотив работ 6 6 Оформление кроя шали 2 2 Оформление кроя бахромой 2 2 Подготовка к защите 2 2 Защита проекта 2 2 Снежки 10 2 8 Подготовка вывязывания снежков 2 2 Снежки вяжутся по схеме 2 2 Завершение 2 2 Новогодний маскарад 2 2 Защита проекта 2 2 Панно 18 2 16 Подбор нитки и крючка 4 2 2 Зарисовка и схема 2 2 Вывязывание по схеме 2 2 Дата Мотив работы Вывязывание по схеме Подготовка к защите Защита проекта Вяжем варежки Подготовка вязания варежки Перчатки вяжутся по схеме Мотив работ Завершение Носки Подготовка к вывязыванию носков Носки вяжутся по схеме Мотив работ Завершение Вяжем Сюрприз Подбор нитки и крючков. Зарисовка и схема. Вывязывание по схеме. Международный женский день Вывязывание по схеме Соединение деталей Завершение изделия Цветы из ниток Плетение из красных ниток бутона розы Листки из зеленой нитки Лепестки из розовых ниток Рыльца цветка из белых ниток Стебель из зеленой нитки Подготовка к защите Защита проекта Организация массового мероприятия Конкурс-выставка творческих работ учащихся 73. Экскурсия на природу 74. Экскурсия в школу искусств Итог: 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 4 2 2 2 10 2 2 4 2 8 2 2 2 2 8 2 4 2 8 2 4 2 18 6 2 2 2 2 2 2 11 2 2 2 2 4 2 2 - 2 2 4 2 2 2 8 2 2 2 6 2 2 2 4 2 2 8 2 4 2 16 4 2 2 2 2 2 2 11 2 2 1 2 144 1 2 117 27 Содержание изучаемого курса. 1-й год обучения. День открытых дверей. 1ч. Теория. Знакомство с детьми. Основные приемы вязания 6ч. Теория. Условные обозначения Практика. Столбик без накида. Столбик с одним накидом Проект «Осенний ветерок» 8ч. Теория. Защита проекта Практика. Изготовление роз день учителя. Шахматный узор. Узор ананас. Вяжем шарфик 8ч. Практика. Подготовка вывязывания шарфа. Шарф вяжется по схеме. Подготовка к защите Теория. Защита проекта Вяжем берет 10ч. Практика. Подготовка вывязывания берета. Берет вяжется по схеме. Завершение. Теория. Защита проекта Вяжем шаль 20ч. Практика. Вязание шали. Подготовка к вязанию шали. Шаль вяжется по схеме. Оформление кроя шали. Оформление кроя бахромой. Подготовка к защите. Мотив работ. Теория. Защита проекта Снежки 10ч. Подготовка вывязывания снежков. Снежки вяжутся по схеме. Новогодний маскарад Теория. Защита проекта Панно 18ч. Практика. Подбор нитки и крючка. Зарисовка и схема. Вывязывание по схеме. Подготовка к защите. Теория. Защита проекта Вяжем варежки 10ч. Практика. Подготовка вязания варежки. Перчатки вяжутся по схеме. Теория. Защита проекта. Носки 8ч Практика. Подготовка к вывязыванию носков. Носки вяжутся по схеме Теория. Защита проекта. Вяжем Сюрприз 8ч. Теория. Подбор нитки и крючков. Зарисовка и схема. Практика. Вывязывание по схеме. Международный женский день 8ч. Практика. Вывязывание по схеме. Соединение деталей. Завершение изделия. Цветы из ниток 18ч. Практика. Плетение из красных ниток бутона розы. Листки из зеленой нитки. Лепестки из розовых ниток. Рыльца цветка из белых ниток. Стебель из зеленой нитки. Подготовка к защите Теория. Защита проекта Организация массового мероприятия 11ч. Практика. Конкурс-выставка творческих работ учащихся. Экскурсия на природу. Экскурсия в школу искусств. Учебно-тематический план II год обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Вводные занятия Декоративное вязание шаль - накидка Кружевное творчество «Кофта и юбка» Кружевное творчество «Кофта» Проект «Отделка постельного белья» Оформление наволочки Оформление пододеяльника Организационно-массовое Итого: Кол-во часов 8 32 24 42 14 10 10 4 144 В том числе теория практика 5 3 10 22 10 14 10 32 6 8 2 8 4 6 4 47 97 Календарно-тематический план II год обучения № Тема 1 2 3 2 1 2 3 4 5 7 8 9 15 16 18 19 22 23 24 25 1 2 3 4 5 6 12 17 19 20 21 1 2 3 4 5 6 7 8 Вводные занятия День открытых дверей. Вводное занятие Прием вязания с тонкой нитью Приемы вязания, схема узора Вязание по схеме Декоративное вязание шаль - накидка Подпор нитки и цветных ниток Шаль вяжется по схеме Симметрия узора, убавление и прибавление петель Шаль-накидка вяжется по схеме Мотив работы День учителя Шаль вяжется по схеме Продолжение работы Шаль-накидка вяжется по схеме Мотив работы Шаль вяжется по схеме Продолжение работы Оформление края воздушной петлей Оформление края бахромой Подготовка к защите проекта Защита проекта Кружевное творчество «Кофта и юбка» Подготовка к вязанию юбки и кофты Снятие мерок, построение выкройки Расчет петель по выкройке Правильный подбор моделей Ознакомление с техникой выполнения узора Юбка вяжется по схеме Продолжение работ Оформление пояса юбки Оформление низа юбки Подготовка к защите Защита проекта Кружевное творчество «Кофта» Подготовка вязания кофты Рекомендация к выбору пряжи и фасона кофты Нормы и расход пряжи на кофту Снятие мерки с фигуры Построение выкройки кофты Расчет петель по выкройке Правильный подбор модели Новогодний маскарад Выполнение контрольного образца Всего 8 2 2 2 2 32 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 42 2 2 2 2 2 2 2 2 2 В том числе теория практика дата 5 3 2 1 2 10 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 - 1 2 22 - 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 4 2 2 2 2 2 32 2 2 2 2 9 10 11 12 17 19 21 23 26 28 29 1 2 3 4 7 9 10 11 12 15 16 17 19 21 23 1 2 4 Выполнение квадрата по схеме Вязание квадратов по выкройке изделия Выполнение квадратов по схеме Кофта вяжется по схеме Сборка деталей спинки Сборка деталей полочки Сборка деталей рукава Сборка деталей Оформление края изделия Подготовка к защите Защита проекта Проект «Отделка постельного белья» Подготовка вязания постельного белья Простынь вяжется по схеме Полоска вяжется по схеме Продолжение работ Оформление края Завершение работ Международный женский день 8 марта Оформление наволочки Подготовка вязания наволочки Наволочка вяжется по схеме Продолжение работ Соединение детали наволочки Завершение работ Оформление пододеяльника Подготовка к вязанию пододеяльника Пододеяльник вяжется по схеме Продолжение работ Оформление пододеяльника Завершение работ Организационно-массовое мероприятие Конкурс - выставка творческих работ учащихся Экскурсия в школу искусств. Итого 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 4 2 2 - 4 2 2 144 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 6 2 2 2 - 47 4 2 2 97 Содержание курса на второй год Вводные занятия 8ч. Теория. День открытых дверей. Практика. Прием вязания с тонкой нитью. Приемы вязания, схема узора. Декоративное вязание шаль – накидка 32ч. Теория. Подбор нитки и цветных ниток. Симметрия узора, убавление и прибавление петель. Практика. Шаль-накидка вяжется по схеме. Оформление края воздушной петлей и бахромой. Кружевное творчество «Кофта и юбка» 24 ч. Теория. Снятие мерок, построение выкройки. Расчет петель по выкройке. Правильный подбор моделей. Ознакомление с техникой выполнения узора. Практика. Юбка вяжется по схеме. Оформление пояса юбки. Оформление низа юбки. Кружевное творчество «Кофта» 42 ч. Теория. Подготовка вязания кофты. Рекомендация к выбору пряжи и фасона кофты. Нормы и расход пряжи на кофту. Снятие мерки с фигуры. Построение выкройки кофты. Расчет петель по выкройке. Практика. Правильный подбор модели. Выполнение контрольного образца. Выполнение квадрата по схеме. Сборка деталей. Проект «Отделка постельного белья» 14 ч. Теория. Подготовка вязания постельного белья. Практика. Простынь полоска вяжется по схеме. Оформление края. Международный женский день 8 марта 2 ч. Оформление наволочки 10 ч. Теория. Подготовка вязания наволочки. Практика. Наволочка вяжется по схеме. Соединение детали наволочки. Оформление пододеяльника 10 ч. Теория. Подготовка к вязанию пододеяльника. Практика. Пододеяльник вяжется по схеме. Оформление пододеяльника. Организационно-массовое мероприятие 4 ч. Практика. Конкурс - выставка творческих работ учащихся. Экскурсия в школу искусств. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. В процессе обучения по данной программе планируется проведение таких форм занятий как, игра, беседа, экскурсия, конкурс. Учебно-воспитательный процесс по данной программе реализуется с использованием журналов мод и книг по вязанию. Основными формами подведения итогов по каждой теме или разделу является контрольная работа или выставка работ учащихся различные формы, игровые работы выставки, конкурс, занятий - смотр знаний, умений и навыков учащихся. Используемая литература: Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС». Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог». Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век» Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА». Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с. 7. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с. 8. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с. 9. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с. 10. Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с. 11. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с. 12. Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с. 13. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТРОДНИК, 2011. – 128 с. Литература для детей: 1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС». 2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог». 3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век» 4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА». 5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 6. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с. 7. Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с. 8. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с. 9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТРОДНИК, 2011. – 128 с.